Этическая мысль

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУРЖУАЗИИ

Для увеличения своего состояния, образовавшегося путем кражи части наемного труда, буржуазия необходимо должна иметь в своем распоряжении значительное число свободных рабочих, которые не объединены между собою, не пользуются защитой свыше и достаточно бедны для того, чтобы под давлением нужды продавать свой труд за бесценок. С систематической последова-тельностью она освобождала рабочих от феодального гнета, раз-рушала союзы феодальной эпохи и уничтожала те немногие благо-творительные убежища, которые еще предоставляла рабочим рели¬гия. Число праздничных дней, в которые католическая церковь при дореволюционном режиме воспрещала пользоваться трудом рабочих, достигало 90, включая и 52 воскресенья, т. е. оно достига¬ло в среднем двух дней в неделю. Эти многочисленные праздники являлись препятствием для эксплуатации рабочих, а раздача супа и припасов, еще сохранившаяся в некоторых монастырях, доставляла нуждающимся рабочим некоторое дополнение к плате за те четыре дня в неделю, в течение которых было разрешено их эксплуатировать. Протестантство, желая удовлетворить промыш- ленников-буржуа, которых было весьма много в его рядах, отверг¬ло религиозную милостыню и отрицало существование святых в небесах, чтобы на земле можно было отменить их празднование. Революция 1789 г. была еще догадливее. Реформированная рели¬гия сохраняла воскресенье; революционная буржуазия решила, что одного дня отдыха раз в семь дней слишком много, и потому ввела десятидневную декаду, чтобы день отдыха повторялся лишь раз в десять дней. А чтобы раз навсегда похоронить воспо¬минание о церковных праздниках, она заменила в республикан¬ском календаре имена святых названиями металлов, растений и животных. Законом 24 Вандемьера (месяц сбора винограда) II года республики (15 октября 1793 г.) милостыня была признана проступком.

Буржуазная экономия — это духовное проявление материаль-ных интересов буржуазии — продолжала дело религии своими нападками на меры государственной охраны рабочих. Раздача хлеба общинными управлениями, законодательная нормировка цен на припасы и Casa Annonaria — этот прототип и образец всех подобных учреждений, перешедший к папству от язычества,— служили объектом резкой критики физиократов, как Кондорсе, аббат Галиани и другие. Эти ученые выступили в роли восторжен-ных поклонников свободы хлебной торговли, которую Неккер сравнивал-с самым большим в мире игорным столом, ибо «с по-мощью одного лишь миллиона можно было довести нацию до голодной смерти».

Современное производство, нуждающееся для своего развития и расширения в избытке дешевых рабочих сил, получило сильный толчок благодаря тому, что революционная буржуазия изменила условия жизни рабочих, уничтожив цехи и существовавшие при старом режиме меры государственного призрения. Этим путем капитал с первого же своего шага создал перенаселение рабочих, для которых не существовало обеспеченного заработка — их единственного источника существования. Число бродяг и нищих, одно из неизлечимых зол цивилизации, настолько выросло, что начиная с XVI столетия во Франции для них были установлены суровые наказания: их приговаривали к сечению, клеймению и повешению. Эти наказания были возобновлены во время рево¬люционного периода XVIII столетия: вышеупомянутый закон, изданный в Вандемьере II года, повелевал нищим находиться при своей общине, где должны были быть устроены мастерские для предоставления им занятий. Нищий, самовольно оставивший общину, приговаривался к тюремному заключению с принудитель¬ными работами, а за вторичный побег — к ссылке на о. Мадагас¬кар. При Людовике XV были устроены убежища для бедных, или работные дома, которые были настоящими тюрьмами, потому что там скверно обращались с бродягами, чтобы отучить их от бродячей жизни. То же самое явление перенаселения обнаружи¬лось и в Англии, и здесь, несмотря на самые жестокие репрессив¬ные меры, масса бродяг и нищих, оторванных от земледельческого труда превращением пашен в пастбища, все возрастала. В этой стране протестантской реформации пришлось дополнить меры строгости мерами кротости и христианской любви: при Елизавете были изданы Poor-laws, или законы о бедных, возлагавшие на каждую общину обязанности содержать своих бедных. Они до сих пор в силе и приводят к парадоксальному результату чисто буржуазной любви к ближнему, которая возлагает бремя содер¬жания бедных на бедных же: так, например, в Лондоне богатые приходы, куда нуждающимся закрывает доступ высокая квартир¬ная плата, не платят налога в пользу бедных, в то время как рабо¬чие кварталы, кишащие неимущими, обременены тяжелым нало¬гом для бедных. Буржуазия сперва создала бедных, чтобы иметь дешевую рабочую силу, а когда количество бедных превысило то число, которому она могла дать заработок без сокращения своей прибыли, она начала выбрасывать лишних рабочих на мос¬товую, высылать их на родину и присуждать к тюрьме и телесным наказаниям. Буржуазия превратила в преступление ту бедность, которая не могла оказать ей пользу при накоплении богатств.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.