Миссия Европейского космического агентства «Solar Orbiter», в рамках которой разрабатывается одноимённый спутник для исследования Солнца, достойно выдержала свое последнее серьезное испытание. Защитный экран космического аппарата недавно был подвергнут концентрированному солнечному излучению. Этот тест проводился для того, чтобы доказать, что конструкция, выполняющая роль «защитного щита», сможет выдержать воздействие чрезвычайно высоких температур, близких к температурам Солнца.
В рамках теста на солнцезащитный экран спутника «SOLO», который ESA планирует запустить в январе 2017 года, на протяжении двух недель в самой большой европейской вакуумной камере, расположенной в Техническом центре ESA в Нордвике (Нидерланды), воздействовало «искусственное» Солнце.
Полученные результаты являются гарантией того, что экран сможет сбалансировать тепло солнечного света, холод космического пространства и тепло внутренних источников, поддерживая тем самым идеальную рабочую температуру.
«Solar Orbiter», который планируется запустить посредством ракета-носителя «Atlas V» с Космического центра им. Кеннеди (штат Флорида, США), будет оборудован приборами для измерения внутренней гелиосферы и зарождающегося солнечного ветра, а также инструментами для наблюдений за полярными областями единственной звезды Солнечной системы. Спутник будет проводить исследования с орбиты Меркурия, то есть будучи в 4 раза ближе к Солнцу, нежели Земля. По словам учёных, на аппарат будет воздействовать солнечный свет, который более чем в 13 раз интенсивнее солнечного света, ощущаемого на Земле, а также температуры до 520 С.
Солнцезащитный экран, размерами 3,1 на 2,4 метра — это своего рода «сэндвич», состоящий из несколько слоев высокотемпературной изоляции черного света. В этом «козырьке» есть несколько отверстий, зарытых бериллиевым стеклом. Через такие «окошки» датчики спутника могут проводить исследования.
В середине мая солнцезащитный «козырёк» был помещён в Large Space Simulator. Диаметр этой камеры составляет 10 метров, высота — 15 метров. Роль «искусственного» солнца выполняли 19 ксеноновых ламп. Черные стены камеры при этом поддерживали температуру в — 170 С. Именно благодаря жидкому азоту, «текущему» внутри стен Large Space Simulator, удавалось максимально точно воссоздавать холод космического пространства.
Тестирование позволило ещё раз убедиться в правильности дизайна и проверить компьютерную модель, чрезвычайно точно прогнозирующую температуры, которые «Solar Orbiter» будет испытывать во время полёта.
Инфракрасная система камеры контролировала и измеряла температуру лицевой поверхности щита в режиме реального времени, наряду с тепловыми датчиками, приклеенными к различным частям многослойного «козырька».
В то же время точные «фотограмметрические» камеры искали малейшие движения в лицевой части солнцезащитного щита, которые могли быть связаны с его нагреванием.