Комета, движущаяся по направлению к Земле, угрожает существованию человечества – таким был виртуальный сценарий конкурса Zero Robotics 2013 года. Учащиеся средней школы из различных уголков Европы, могли принять участие в конкурсе по созданию миниатюрных спутников для Международной космической станции, которые смогли бы спасти нашу планету от нависшей над ней угрозы.
Международная космическая станция в финале конкурса превратилась в поле сражения. Перед конкурсантами была поставлена задача написать алгоритмы, посредством которых можно было бы управлять «Spheres» — Synchronised Position Hold, Engage, Reorient, Experimental Satellites.
«Spheres» — это спутники, размером с волейбольный мяч, которые парят вокруг МКС, посредством 12 джетов на питании от сжатого газа. Эти автономные роботы оснащены собственной системой энергоснабжения, двигателем и системой навигации.
В прошлую пятницу 17 января конкурсанты наконец смогли управлять своими «творениями» с Земли. Следует отметить, что подобного рода соревнование проводиться уже в четвертый раз, и с каждыми годом число желающих принять участие в них растет в геометрической прогрессии. Более 140 европейских школьников присоединились к своим американским соперникам в написании кода, который бы позволил изменить траекторию движения кометы. При написании алгоритма необходимо было учитывать возможность «Spheres» распознавать космический мусора и ограниченность лазерных ресурсов.
Европейские финалисты прибыли в ESA Technical Centre в Нидерланды для того, чтобы следить в прямом эфире за тестированием «Spheres». Американские финалисты в это время находились в Massachusetts Institute of Technology.
На Международной космической станции астронавт Ричард Мастраккио и космонавт Роскосмоса Олег Котов организовали настоящее автоматизированное сражение. Астронавт ESA André Kuipers, наблюдавший за происходящим, отметил, что у роботехники есть многообещающее будущее.
По словам Eva Krebs из Германии, принимающей участие в конкурсе, ей было интересно наблюдать за тем, как «Spheres» «плавают» рядом с астронавтами МКС. Она также отметила, что посредством компьютерного моделирования, она могла лишь предполагать, как «Spheres» будут вести себя в условиях микрогравитации.
Стартовавшее в прошлом году соревнование, предусматривало несколько раундов, в ходе которых командам приходилось в сжатые сроки искать выход из сложившихся ситуаций, таких как потеря сигнала, внезапная остановка солнечных батарей и т.д. Долгие ночи программирования и длительные дискуссии – вот с чем приходилось сталкиваться конкурсантам.
В конкурсе в общей сложности приняло участие 18 команд из Италии, Германии, Франции, Испании, Румынии. Каждая из команд-конкурсантов, выведшая в финал, согласно условиям конкурса, должна была создать альянс с тремя выбывшими из соревнования командами.
Для того, чтобы изменить траекторию движения виртуальной кометы, несущейся в сторону Земли, спутники апеллировали гравитационным притяжением, лазерными технологиями и различными комициями методов.
Tommaso Chemello, представляющий команду-победителя, отмечает, что стратегия его команды была направлена на то чтобы, управляя лазерным питанием, уничтожить комету. Первое место занял альянс C.O.F.F.E.E — Company of Fantastic Fighters and Extravagant Experimenters, в который вошли команды Sunday Programmers (Италия), Nemesis (Испания) и Hello World (Франция). Chemello признается, что между фазой моделирования и соревнованием в режиме реального времени огромная разница, ведь не всегда всё идёт согласно плану.
Координатор соревнования Enrico Lorenzini считает, что мотивация и накопленный в ходе соревнования опыт, являются бесценными. По его словам, многие из тех, кто принимал участие в подобных конкурсах в прошлом в настоящее время успешно строят инженерную карьеру.