Исследования поверхности Луны, проводимые при финансовой поддержке NASA, доказали, что следы воды, обнаруженные в образцах грунта спутника Земли, выделялись из неизвестных источников в недрах Луны ещё на самых ранних этапах её существования.
Используя данные прибора Moon Mineralogy Mapper (М3), установленного на борту космического корабля «Chandrayaan-1» Индийской организации космических исследований ISRO, учёные обнаружили на поверхности спутника магматическую воду – жидкость, которая берёт своё начало из глубин недр Луны.
Результаты, опубликованные 25 августа в журнале Nature Geoscience, стали первыми данными, полученными непосредственно с лунной орбиты. Более ранние исследования, подтверждающие существование на поверхности Луны воды, проводились на основании выборки лунной породы, полученной во время программы Apollo.
М3 заснял поверхность лунного кратера Bullialdus, расположенного недалеко от экватора спутника. Учёные интересовались изучением этой области, поскольку они не могли однозначно утверждать: вызвано наличие воды типом горных пород Луны либо же спецификой расположения кратера. Центральный пик кратера представлен горными породами, формирующимися глубоко в пределах лунной коры и мантии, служащей «ловушкой» для магмы.
По словам планетарного геолога Rachel Klima из лаборатории APL (Applied Physics Laboratory), функционирующей при Johns Hopkins University, горные породы центрального пика кратера обычно находятся глубоко под поверхностью Луны. Учёный отмечает, что «высвобождение нехарактерных пород» было обусловлено столкновение спутника с неким космическим телом, в результате чего собственно и образовался кратер Bullialdus.
Rachel Klima утверждает, что по сравнения с окружающей воронку породой, пик кратера содержит значительное количество гидроксилов – молекул, состоящих из одного атома кислорода и 1 атома водорода – которые являются доказательствами того, что горные породы в этом кратере содержат воду, которая произошла ниже лунной поверхности.
В 2009 году М3 при составлении первой минералогической карты лунной поверхности, впервые были обнаружены молекулы воды в полярных областях спутника. Учёные предположили, что вода является тонким слоем, постепенно испаряющимся под влиянием солнечного ветра. Воронка Bullialdus находится в регионе с неблагоприятной окружающей средой для солнечного ветра, что, по мнению геологов, могло стать причиной столь незначительного содержания воды на поверхности кратера.
Руководитель Ames Research Center S. Pete Worden отмечает, что благодаря таким миссиям NASA как Lunar Prospector, Lunar Crater Observation и Sensing Satellite, а также приборам, к которым, например, относится М3, собраны важные данные, коренным образом изменившие представление учёных относительного существования воды на Луне. Worden выразил надежду, что предстоящая миссия LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) также результативно проведёт исследования лунной атмосферы.
Обнаружение «внутренней» воды с орбиты означает, что учёные могут приступить к проверке некоторых данных в более широком контексте. На протяжении многих лет учёные были убеждены, что поверхность Луны безводная и любая жидкость, обнаруженная на спутнике – это результат загрязнения от Земли. Недавно полученные данные «Chandrayaan-1» напрочь развеяли эту гипотезу.
Rachel Klima отмечает, что изучение внутренней магматической воды также позволит исследователям сформировать представление о вулканических процессах Луны и её внутреннем составе, что в свою очередь поможет учёным в поисках ответов на вопросы о том, как происходило формирование Луны, и как охлаждение спутника отразилось на магматических процессах.