Строительство Vehicle Assembly Building (VAB), расположенного на территории Kennedy Space Center во Флориде, стартовало ровно полвека назад – летом 1963 года. После окончания программ Apollo и Space Shuttle, для огромнейшего сооружения, предназначенного для сборки и обслуживания американских ракетоносителей, начался этап реконструкции и модернизации. Эти меры стали необходимостью, ведь для того, чтобы использовать огромнейший комплекс на протяжении ещё как минимум 50 лет, необходимо переоборудовать здание под особенности новых космических аппаратов и ракетоносителей.
Строительство началось с установки первой сваи 2 августа 1963 года. Возведение комплекса было частью программы «Аполлон», в рамках которой NASA делало всё возможное, дабы первая пилотируемая высадка на Луну стала реальностью. На строительство Vehicle Assembly Building понадобилось 4225 свай. Общая высота здания 160,3 метра, у основания расположен корпус, общей площадью порядка 3-х га. Сложно представить, но на возведение VAB потребовалось 98590 тонн стали.
Когда в 1965 году строительство было заершено, VAB входил в рейтинг самых высоких зданий мира, внутренний объём которого составил 3665000 м 3.
Дабы максимально приспособить помещение, под монтаж ракетоносителей, в Vehicle Assembly Building было установлено 71 подъёмный кран, в том числе два 250-тонных мостовых крана. На восточных и западных сторонах здания были установлены по две двери, каждая из которых высотой 139 метров.
VAB был построен в 5,6 км от стартового комплекса Launch Pad 39A и в 6,8 км от Launch Pad 39B. Два гусеничных транспортёра, одни из крупнейших за всю историю машиностроения наземных транспортных средств, перевозили ракеты от VAB к стартовым площадкам.
После завершения программы Apollo в 70-х годах ХХ столетия, здание было полностью отреставрировано и переоборудовано под Space Shuttle. После 30 лет эксплуатации и 135 полётов, за которые в космос было поднято 1,6 тыс. тонн полезных грузов, в 2011 году многоразовый транспортный космический корабль был отправлен в отставку.
Реконструкция VAB проводится в поддержку Space Launch System (SLS) и космического корабля Orion, который должен прийти на смену Space shuttle.
Space Launch System станет сверхмощным и сверхтяжёлым ракетоносителем NASA, который откроет новые горизонты для экспедиций за пределы околоземной орбиты. Тем не менее, NASA также планирует адаптировать SLS и для транспортировки грузов и астронавтов к околоземной орбите и Международной космической станции.
В прошлом году рабочие платформы Space Shuttle были полностью вывезены с High Bay 3 VAB для того, чтобы подготовить корпус к огромной ракете SLS.
По словам Jose Lopez, главного руководителя проектов Vehicle Integration and Launch Support Branch из GSDO, проводимая реконструкция является частью подготовительного этапа к последующему поколению ракетоносителей.
Lopez также отметил, что некоторые из инженерных систем и сетей , которые планируется заменить в VAB, «ровесники» корпуса.
В планы на 2014 год входит подписание контракта на строительство новых платформ доступа, в том числе структур и систем, необходимых для SLS.
Основная из текущих задач – заменить порядка 240 км устаревшего кабеля, используемо ещё при Аpollo. Такая реконструкция позволит освободить место для установки более эффективного, современного оборудования энергоснабжения, необходимого для тестирования и проверки SLS.
В планахNASA обеспечить VAB новым оборудованием, которое позволит значительно модернизировать инфраструктуру и повысить безопасность на объекте.