Проект многоцелевой авиационно-космической системы предусматривал использование метода воздушного страта комплекса космического назначения с двумя ступенями. В его состав входили самолет-носитель под названием Ан-225 «Мрия», а также орбитальный космический корабль-ракетоплан, который чаще всего называют просто как орбитальный самолет. Для орбитального ракетоплана характерными являются как пилотируемые, так и беспилотные полеты. В случае наличия на борту судна пилота, его установка происходит в комплексе с внешним топливным баком одноразового использования. Если же полет беспилотный, то внутрь ракетоплана помещаются баки, имеющие компоненты окислителя и топлива. Вариантом системы предусматривается также установка грузовой ракетной ступени одноразового использования с наличием криогенных компонентов окислителя и топлива, вместо орбитального самолета, который может быть использован несколько раз.
История появления
В начале 1980-х годов, под началом Глеба Евге́ньевича Лози́но-Лози́нского, на территории НПО «Молния» велись работы по разработке данного проекта. Лишь к концу десятилетия информация о ведущихся разработках была подвержена огласке. Если бы проектные работы велись в полном масштабе, то первый запуск многоцелевой авиационно-космической системы мог быть реализован уже к концу 1988 года.
Особенности конструкции
На смену первой ступени, которая обычно была в ракетах, в рамках проекта пришел сверхтяжёлый самолёт Ан-225. Базируясь на его основных характеристиках, предполагалось создание нового экземпляра под названием Ан-325. Для создания второй ступени предусматривали три возможных варианта. Это мог быть базовый экземпляр под названием МАКС-ОС-П, куда входил пилотируемый орбитальный самолет с одноразовым баком. Другим вариантом выступало беспилотное транспортное средство под названием МАКС-М, оснащенное многоразовым орбитальным самолётом. Третьим вариантом выступал беспилотник МАКС-Т, где имелась одноразовая ракетная вторая ступень. В тех экземплярах, где имелся ракетоплан, масса полезного груза на низкую орбиту достигала 7 тонн, а там, где одноразовая ракетная ступень – до 18 тонн.
Основная база системы МАКС была подобна конструкции системы под названием «Спираль». Но на смену гиперзвуковому, в данном случае, пришел самолет-носитель обыкновенного типа, а ракетную ступень заменили двигатели, которые располагались на поверхности орбитального ракетоплана. Данная система, предусматривающая воздушный старт, имела существенное преимущество – наличие космодрома теперь не было обязательным. Помимо этого, в рамках данной системы использовалось топливо, уровень токсичности которого был ниже, чем обычно, что тоже являлось существенным ее преимуществом.
Предназначение
Многоцелевая авиационно-космическая система в первую очередь предназначалась для того, чтобы осуществлять доставку груза и экипажа на орбиту, а также на орбитальные станции. Она могла использоваться и для проведения спасательных работ для экипажа, находящегося на космическом объекте, в случае аварийной ситуации, для работ ремонтно-аварийно-технического характера, исследований в области науки. При помощи данной системы можно было организовать производство на орбите, с целью гражданской или военной наземной разведки, контроля за космической и экологической сферой.
Во время создания многоцелевой системы, конструкторы ставили перед собой различные цели. В соответствии с ними, корабль должен был: выводить различный груз на околоземную орбиту и забирать его оттуда; обеспечивать в транспортно-техническом плане космические объекты, имеющие разнообразное целевое назначение; проводить на орбите аварийно-спасательные работы; служить для проведения исследований в космосе научно-технического и технологического характера; осуществлять международный контроль за космосом; исследовать околоземное пространство и осуществлять контроль экологического характера; очищать околоземное космическое пространство от имеющихся объектов в виде техногенного мусора; производить различные материалы и биопрепараты в микрогравитационных и вакуумных условиях; служить в туристических целях.
Дальнейшие разработки
Данный проект получает дальнейшее развитие лишь в 2012 году. Российское аэрокосмическое предприятие НПО «Молния», совместно с Экспериментальным машиностроительным заводом, ведет разработку аэрокосмических систем для того, чтобы осуществлять суборбитальные полеты в туристических целях, а также выводить на орбиту коммерческие спутники.
Разработка суборбитальных аэрокосмических систем базируется на дозвуковых самолетах-носителях, представленных высотным самолетом М-55 «Геофизика», а также самолетом-транспортировщиком ЗМ-Т. Прежде, самолет ЗМ-Т использовался для того, чтобы осуществлять воздушную транспортировку орбитального судна «Буран» многоразового использования, а также для тех элементов, которые содержались в ракете-носителе «Энергия». Как предполагали конструкторы, старт космического транспортного средства будет осуществляться с самолета-носителя, после чего, при помощи твердотопливного ракетного ускорителя, корабль сможет взять разгон.
Космический туризм
Туристы, отправившиеся в космический полет, будут находиться на протяжении пяти минут в состоянии невесомости и смогут видеть сквозь стекло иллюминаторов земную поверхность. После того, как корабль выйдет в среду плотных слоев атмосферы, он совершит плавную посадку в определенном месте на территории аэродрома. Многоцелевая авиационно-космическая система постоянно совершенствуется и сегодня соответствует самым последним открытиям и тенденциям в сфере космонавтики, а также авиации.
Проблемные вопросы
Проект многоцелевой авиационно-космической системы в наше время не может быть полноценно реализован. На это есть свои причины: российский экономический и научный потенциал довольно слаб; правительство не проявляет понимания по отношению к перспективам развития космонавтики в стране, а, в целом, предпочитает наследовать уже имеющиеся зарубежные разработки, игнорирую отечественные идеи; недостаточное финансирование этой отрасли государством, а также нецелевое использование выделенных денежных средств.
Даже при том, что за несколько последних лет попытки привлечь спонсоров предпринимались не единожды, найти для данного проекта необходимую поддержку оказалось сложно даже со стороны власти. Как оказалось, государство не заинтересовано в дальнейших работах над этим проектом. Но создатели не сдаются, и по сей день надеются на финансовую помощь в реализации проекта МАКС, для чего постоянно устраивают различные выставки, презентации.
Особые заслуги
По сравнению с иными видами ракет-носителей, МАКС имеет больше преимуществ. Для того чтобы с его помощью вывести на орбиту полезный груз, не требуется высоких финансовых расходов. Он может быть запущен по любому желаемому направлению, а во время возвращения осуществлять разнообразные маневры. Такая система позволяет возвращать полезный груз и применять его в последующие разы. Если пуск будет отменен, то МАКС все равно можно будет возвратить. При этом корабли данной серии являются экологически безопасными для окружающей среды.
Данный проект многоцелевой авиационно-космической системы был отмечен золотой медалью, а также особым призом от бельгийского премьер-министра во время проведения Всемирного салона изобретений, научных исследований и промышленных инноваций в 1994 году.