Космический корабль «Союз»

Космический корабль СоюзС учетом того, что космические многоместные корабли из серии «Восход» смогли осуществить несколько успешных полетов по околоземной орбите, подобные выходы в космос не были лишены риска. Неудивительно, что ученые принялись создавать космические судна в рамках новой программы. Основываясь на конструкции кораблей «Восход» РКК «Энергия», решили создать свой продукт. Так появилась серия космических суден «Союз», рассчитанных на полет сразу нескольких членов экипажа. Ее созданием занимались советские и российские конструкторы. Предполагалось, что основной сферой деятельности космических кораблей «Союз» будут полеты по околоземной орбите.

Исторические сведения

Ракеты носители ОКБ-1К проектированию ракетно-космического комплекса на ОКБ-1 приступили еще в 1962 году. «Союз», в рамках советской программы, предполагался для того, чтобы совершать полеты вокруг Луны. В то же время, для полетов на Луну должны были отправить разгонные блоки, связанные с космическим кораблем в рамках программы «А». Через некоторое время, на смену этому проекту пришла новая программа «Север», в рамках которой использовалось космическое судно «Зонд». Но, после того как Лунные программы были закрыты, большинство кораблей и других транспортных средств было подвержено реконструкции, в итоге чего получились автоматические станции под названием «Луноход». Одновременно с созданием таких лунных программ, на базе 7К проходила разработка и создание многоцелевого трехместного орбитального корабля под названием 7К-ОК. Полагалось, что с его помощью будут отработаны операции по маневрированию и стыковке на пространстве околоземной орбиты. Также 7К-ОК должен был помочь в процессе того, как проводятся всевозможные эксперименты. Это, в первую очередь, должен был стать переход космонавта с борта одного корабля на борт другого в открытом космосе.

После того, как программа космических полетов «Восход» была закрыта, ученые, занимающиеся конструкцией «Союза» больше не могли отрабатывать различные технические проекты в рамках своей программы. Это, в свою очередь, стало причиной того, что Советский Союз прекратил производить пилотируемые запуски на целых два года. За это время ученые США активно вели свои испытания в сфере космических полетов.

Создатели

запуск союзаНачиная с 1960 года и по сей день,  созданием и разработкой различных космических суден из серии «Союз», занимается предприятие «Энергия», которое представляет собой ракетно-космическую корпорацию. На территории главного предприятия происходит производство суден. Их подготовка к запуску осуществляется на космодроме Байконур.

Конструкция корабля

Практически все космические судна, которые входят в серию «Союз», включают в себя три модуля. Это, в первую очередь, приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек. Первый отличается наличием специальной комбинированной двигательной установки, топлива, необходимого для нее, а также различных служебных систем. В длину отсек достигал 2,2 метра, а его основной диаметр составлял 2,1 метра. В систему энергоснабжения входят аккумуляторы и солнечные батареи. Спускаемый аппарат содержит кресла для экипажа, системы для управления и жизнеобеспечения, парашютную систему. Данный отсек имеет длину 2,2 метра, столько же составляет диаметр. Сверху двигателей мягкой посадки находится теплозащитный экран, внешняя поверхность оборудована перекисными моторами управления спуском. С их помощью можно ориентировать спускаемый аппарат в то время, когда осуществляется полет в атмосфере. Здесь, кроме самого экипажа, может поместиться до 100 кг груза и отправиться на земную поверхность. Теплозащита, покрывающая спускаемый аппарат, основывается на абляционных материалах. Длина бытового отсека составляет 3,4 метра, а его диаметр — 2,2 метра. Для него характерно наличие стыковочного узла и системы сближения. Здесь, обычно, размещают различные грузы для станции и различные системы жизнеобеспечения. Боковая поверхность бытового отсека оборудована специальным посадочным люком, через который экипаж корабля входит внутрь корабля на стартовой позиции космодрома. Через этот же люк космонавты могут выходить в скафандрах в открытый космос.

Первый запуск

союз-1Изначально, космическое судно серии «Союз»,  было представлено беспилотником «Космос». Было произведено три запуска ракет, но ни один из них не был успешным. В них были явные недочеты и ошибки, связанные, непосредственно, с конструкцией этого корабля. Тем не менее, ученых не остановили такие провальные запуски «Космоса» и они приняли решение совершить пилотируемый запуск первого космического судна из серии «Союз». Таким образом, в четвертом запуске принимал участие пилотируемый корабль «Союз-1», на борту которого находился В. Комаров. К сожалению, спуск на земную поверхность не прошел успешно и космонавт погиб. Это, в свою очередь, послужило хорошим уроком, поскольку на следующий день после этого был запланирован еще один запуск. На этот раз в космос должен был отправиться однотипный корабль «Союз-2А» для того, чтобы совершить стыковку с предыдущим судном. После происшедшего, конструкция судна была подвержена полной переработке, дабы возобновить пилотируемый запуск.

Уже в 1967 году, после шести запусков беспилотных кораблей, была совершена стыковка двух суден из серии «Союз» в автоматическом режиме. Через год начались пилотируемые полеты, и уже к 1969 году была реализована стыковка, в которой принимали участие два пилотируемых космических судна. В том же году, в одновременный полет смогли отправиться сразу три корабля. В 1970 году был установлен рекорд по длительности пребывания в полете в условиях автономного режима – более 17 суток. Серия 7К-ОК включала в себя шесть первых, а также девятый корабль «Союз». При помощи готовившегося на то время корабля «Союз-Контакт»,  предполагалось произвести отработку систем, отвечающих за стыковку кораблей-модулей 7К-ЛОК с ЛК лунным экспедиционным комплексом Л3. Но, по причине того, что лунно-посадочная программа ЛЗ не дошла д осуществления пилотируемых полётов, больше не было необходимости в корабле «Союз-Контакт». Минимальный срок нахождения на орбите космического судна составляет трое суток, зато максимальное количество времени в условиях вхождения в состав орбитальной станции — могло достигать 200 суток.

Дальнейшие разработки

7К-ТМСоздавать долговременную орбитальную станцию под названием «Салют» стали еще в 1969 году. Для того чтобы как можно скорее доставить экипаж, был создан проект судна 7КТ-ОК. Прежние варианты космических кораблей были менее развиты, чем этот. Здесь имелся стыковочный узел новейшей разработки, в котором имелся специальный люк-лаз, а также дополнительные бортовые системы связи. В автономном полете такой корабль мог пребывать немногим более трех суток, а в качестве участника орбитальной станции – практически 60 суток. Третье судно из этой серии, получившее название  «Союз-10», не смогло справиться с тем заданием, которое перед ним поставили. Даже при том, что стыковку со станцией все-таки удалось осуществить, результаты полета были плачевными. Стыковочному узлу было нанесено повреждение, а от этого заблокировался люк судна. Экипаж не имел возможности перейти на станцию. Четвертый корабль из такого типа под названием «Союз-11», на участке спуска был подвержен разгерметизации. По этой причине космонавты В. Пацаев, В. Волков, Г. Добровольский, ввиду отсутствия у них скафандров, погибли. После того, как стало известно об аварии на «Союзе-11», было принято решение отказаться от дальнейшего развития 7КТ-ОК. Его пришлось практически полностью переделать, и в итоге было предусмотрено, чтобы космонавты смогли расположиться там в скафандрах. По причине массивности систем жизнеобеспечения,  в новом варианте такого судна имелось всего два кресла. Здесь больше не применялись солнечные батареи. Такой проект стали использовать на станциях «Алмаз» и «Салют». Модифицированный вариант судна 7К-ТМ совершил совместный полет с кораблем из Америки под названием «Аполлон» в рамках программы ЭПАС.

Союз ТМАТаким образом, после трагической аварии «Союза-11», ученые смогли запустить еще четыре судна. Эти улучшенные версии «Союза» были оснащены различными по типу солнечными батареями. Обновлённые варианты кораблей получили названия «Союз-13», «Союз-16», «Союз-19», «Союз-22». Начиная с 1968 года, учеными конструировались космические судна из серии «Союз» 7К-С. Уже через 10 лет доработок в конструкции этих машин, они превратились в новый корабль под названием 7К-СТ «Союз Т». При этом новая версия постепенно вытесняла предыдущую и полеты одновременно совершались сразу на двух видах кораблей. Разработка новых версий корабля 7К-СТ на этом не прекратилась. После этого была создана модель под названием 7К-СТМ «Союз ТМ». Здесь было заметно улучшение парашютной системы, внедрение новой двигательной установки, новая версия системы сближения. Космические судна, представленные модификацией «Союз ТМ»,  отличались наличием более совершенной корректирующе-тормозной установки, которая могла работать в одном из трех возможных режимов. Первый вариант космического корабля серии «Союз ТМ» совершил свой полет в 1986 году. Последнее судно под названием «Союз ТМ-34» вышло в космос в 2002 году.

Полеты в наши дни

Последний запуск союзаВ наши дни, в космические просторы запускают некую модификацию корабля 7К-СТМА «Союз ТМА». В связи с доработкой, теперь на судне могут летать даже те люди, рост которых не позволял им совершать полеты ранее. В современное время установлен новый пульт управления, где содержится  элементная база по новым технологиям. Произошло улучшение парашютной системы, а также уменьшение теплозащиты. Помимо данной серии, в рамках программы «Союз»,  сегодня выпускается более новая модель серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М» или же сокращенно — «Союз ТМАЦ». Эта модель гораздо современнее, здесь имеется компактная цифровая система вместо бортовой  телеметрии для того, чтобы улучшить интеграцию с бортовой системой управления под названием «МКС». В рамках проведения работ по модернизации корабля,  существенно увеличивались возможности космического судна во время автономного полета, а также аварийного спуска. Первый корабль такого типа был впервые запущен в 2010 году. Масштабы такого космического судна незначительны по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем,  предполагается повышение энергоотдачи солнечных батарей, для чего будут использованы более эффективные фотоэлектрические преобразователи. Будет установлена новая схема работы корабля, что позволит ему идти на пилотируемую посадку даже в случае отказа двигателей.

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.