Космическая отрасль не собирается останавливаться на достигнутом. Здесь со временем стали появляться все более новые и современные проекты космических кораблей и ракет. Так произошло появление перспективной пилотируемой транспортной системы ППТС, а также пилотируемого транспортного корабля нового поколения — ПТК НП. Под этими временными официальными названиями кроются российские проекты, представленные ракетой-носителем и многоцелевым пилотируемым космическим кораблем, который частично является многоразовым. Именно он в будущем должен будет заменить пилотируемые корабли, представленные серией «Союз», а также автоматические грузовые корабли программы «Прогресс».
История появления
Предпосылкой к созданию ПТК НП стало проведение конкурса под руководством Федерального космического агентства на разработку нового российского космического корабля в 2005 году. Свои проекты, в рамках конкурсной программы, представили предприятия ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва, где проект имел название «Клипер», ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, а также ОАО НПО «Молния». В итоге проведенной конкурсной программы, каждый из предложенных проектов — оказался не готовым к реализации в технико-экономическом плане, а руководство отправило их на доработку. После этого конкурс был закрыт.
На тот момент российское правительство рассчитывало на помощь Европы в создании нового космического судна. После того, как ЕКА выразила свой отказ в участии в совместных работах по созданию «Клипера», Роскосмосом было принято предложение принять участие в новом проекте. Это предполагалась европейская перспективная пилотируемая космическая транспортная система ACTS, разработки которой базировались на европейском грузовом автоматическом корабле ATV, а также российских технологиях.
РКК «Энергия» разработала специальную концепцию для развития российской пилотируемой космонавтики на период с 2006 по 2030 годы, которую в 2006 году утвердило государственное правительство. В данной концепции предусмотрены поэтапные работы, в рамках которых должна создаваться промышленная транспортная космическая система, осваиваться околоземное пространство, Луна, а также осуществляться полеты на Марс. Что касается сферы транспортных систем, то здесь в первую очередь стремились модернизовать космический корабль «Союз», а также создать межорбитальный буксир «Паром». Начиная с 2015 года, будет происходить конструирование нового корабля, который будет отличаться большей универсальностью, чем «Клипер». Такое судно должно будет использоваться для полетов вдоль околоземной орбиты – транспортного или эвакуационного характера, а также на Луну – где сможет являться лунно-посадочным экспедиционным комплексом. Все эти черты весьма характерны для космического корабля нового поколения «Орион», разработки которого ведутся на данный момент в США.
После этого был проведен второй по очереди конкурс по разработке перспективной пилотируемой транспортной системы. Победителем данного мероприятия стал РКК «Энергия», приступивший к разработке корабля, а также «ЦСКБ-Прогресс», отвечающий за создание для него ракеты-носителя.
Предназначение
Создание ППТС обусловлено некими государственными целями и задачами. Среди них тот факт, что корабль должен будет обеспечивать национальную безопасность, являться технологически независимым, позволять государству осуществлять беспрепятственный доступ к космическому пространству, летать на лунную орбиту и осуществлять там посадку.
Особенности конструкции
В проект ППТС был включен модульный тип построения базового корабля, где предусматривались функционально законченные элементы – двигательный отсек, а также возвращаемый аппарат. Предполагается, что у корабля будут отсутствовать крылья, зато будет иметься многоразовая возвращаемая часть, по форме напоминающая усеченный конус, а также одноразовый цилиндрический агрегатно-двигательный отсек. Здесь будут активно применяться те системы, которые проектировались в РКК «Энергия». Экипаж может состоять максимум из шести человек, а если это полет к Луне – то не более четырех. Доставляемый груз может достигать 500 кг в весе, столько же может составлять масса возвращаемого груза. В длину корабль достигает немногим более шести метров, а его вес, во время околоземных орбитальных полетов, будет составлять 12 тонн. В автономном режиме полета корабль сможет пребывать около месяца максимум. Благодаря наличию новых конструкционных материалов, в состав которых входят алюминиевые сплавы, имеющие повышенную прочность, вес космического судна заметно снизится, а период его эксплуатации будет существенно продлен. Выход корабля на орбиту будет осуществляться при помощи новой ракеты-носителя «Амур».
Что касается двигательного отсека спускаемого аппарата, то здесь предусматривается использование только экологически безопасных компонентов топлива, среди которых — этиловый спирт, а также газообразный кислород. Внутри двигательного отсека может поместиться до 8 тонн горючего.
Управление судном
В соответствии с требованиями Роскосмоса, управление кораблем должен взять на себя один из членов экипажа. Для пилотируемого корабля, с целью управления ним, будут использоваться современные пульты управления. Они базируются на жидкокристаллических дисплеях.
Связь с Землей
Базируясь на многофункциональной космической системе ретрансляции «Луч», будет выпускаться специальная аппаратура для связи на борту ППТС. Основной особенностью данной системы является то, что основная работа здесь выполняется спутниками-ретрансляторами. Благодаря наличию таких спутников, судно сможет выходить на связь практически в любое время, а не лишь тогда, когда пилотируемый корабль пролетает над его наземными измерительными пунктами. Все сведения, которые будут передаваться экипажу корабля, и получатся от него, будут представлены одним цифровым потоком. К нему не будут иметь доступ посторонние лица, зато это один из самых удобных способов хранения секретной информации.
Спуск и посадка корабля
Ожидается, что территория посадочных полигонов будет размещаться на юге России. Приземление спускаемого аппарата будет осуществляться путем использования трех парашютов. Этому будет способствовать также реактивная система мягкой посадки. Прежде разработчики придерживались идеи применения полностью реактивной системы, в состав которой бы входили резервные парашюты для тех ситуаций, когда двигатели оказываются неисправными.
На данный момент уже было проведено специальное заседание, на котором был представлен проект пилотируемого транспортного корабля нового поколения. Присутствующие смогли ознакомиться с генеральным графиком разработки данного судна, а также проектными технико-экономическими показателями.