Находясь на борту Международной космической станции, астронавт Европейского космического агентства Александр Герст 7 августа 2014 года управлял вездеходом ESA «Eurobot», демонстрируя новую космическую сеть, способную обеспечивать связь между астронавтами и транспортными средствами, находящимися на поверхности других планет.
Во время 1,5-часовго «сеанса связи» 7 августа 2014 года, Герст использовал специальный портативный контроллер — ЭВМ, установленную на борту Международной космической станции. С его помощью европейский астронавт управлял вездеходом «Eurobot», полагаясь исключительно на видео и обратную связь данных. Герст отправлял свои команды будучи в 400 км от поверхности Земли — на борту Международной космической станции, движущейся по орбите со скоростью порядка 25 тысяч км/ч.
Для обеспечения связи использовалась новая сеть, которая хранит команды в своей памяти некоторое время на случай прерывания сигнала, когда прямая линия связи с аппаратом на поверхности другой планеты или с Землёй теряется. В этом случае производится повторная отправка команды, как только контакт удается восстановить.
В будущем для управления роботами на Марсе или Луне потребуется своего рода «космический интернет» для отправки телекоманд и получения данных. Такие сети должны минимизировать задержку сигнала, связанную со значительными расстояниями.
Испытание, которое проводилось в минувший четверг, было вторым в серии экспериментов, предусмотренных проектом Meteron. Первое испытание проводилось в 2012 году астронавтов NASASunita Williams. Тогда использовалась первоначальная версия сети, а вездеход, которому отправлялись команды, находился в ESOC (Дармштадт, Германия).
По словам Kim Nergaard из ESOC, впервые вездеходом «Eurobot» управляли из космоса в рамках эксперимента, направленного на проверку коммуникация и операционных технологий, которые в конечном итоге будут использоваться во время будущих полётов человека в глубокий космос.
В рамках эксперимента, который начался 7 августа 2014 года в 16:35 по Гринвичу, Александр Герст привел «Eurobot» в движение, основываясь на данных телеметрии и снимках, поступающих на МКС от вездехода.
По словам инженера-проектировщика «Meteron» William Carey, практический опыт, который дают подобного рода испытания, позволяют минимизировать вероятность ошибки при планировании долгосрочных пилотируемых миссий и работ, направленных на исследование Солнечной системы.