На вопрос о том, могут ли как-то насекомые, например пчёлы, повлиять на работу огромного самолёта или стать причиной каких-либо трудностей, многие практически не задумываясь дают отрицательный ответ. В действительности, они заблуждаются, ведь не только пчёлы, но и даже комары могут стать причиной серьёзных проблем для воздушных судов.
Когда во время взлёта или приземления, насекомые разбиваются о фюзеляж и крылья самолёта, они не просто «лишаются жизни», но и оставляют характерные «следы», которые нарушают ламинарный – или гладкий – поток воздуха по крыльям самолёта, создавая дополнительное сопротивления и способствуя тем самым увеличению расхода топлива.
Именно поэтому группа исследователей из Langley Research Center НАСА не так давно провела испытания нескольких покрытий, которые, возможно, однажды помогут уменьшить количество «следов» на крыльях коммерческих самолётов. В течении нескольких дней команда провела серию взлётов и приземлений, используя самолёт HU-25C Falcon.
Научный сотрудник Langley Mia Siochi объяснила, что тесты проводятся на низких высотах и отрабатывается именно взлёт и приземление, поскольку «контакты с насекомыми» происходят исключительно в пределах 300 метров над поверхностью земли.
Это проблема весьма актуальна для авиакомпаний, поскольку стоит им больших денег из-за увеличенного расхода топлива, да и может привести к увеличению загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива. Обе эти проблемы чрезвычайно важны для команды, робота которой является частью проекта NASA Environmentally Responsible Aviation (ERA) project.
Для каждого лётного испытания исследователи крепили к крыльям самолёта HU-25C Falcon различные «тестовые образцы возможного инновационного покрытия». В целом было протестировано 8 различных образцов покрытий.
По словам Siochi, при проведение тестовых испытании предполагалось, что непокрытые поверхности самолёта получат аналогичную плотность «следов» от столкновений с насекомыми.
Другими словами, если после приземления на инженерных покрытиях оказалось меньше следов нежели на оригинальном покрытии самолёта, то эффективность инновационных покрытий была бы подтверждена. И Siochi и её команде фактически удалось добиться уменьшения загрязнений на крыльях самолёта после встречи с насекомыми.
Безусловно проведение подобного рода исследований – только первый шаг на пути к применению новой технологии на коммерческих авиалайнерах. В дополнение к сокращению количества и размеров «следов», покрытия должны быть достаточно прочными, дабы такие авиалайнеры возможно было использовать на протяжении длительного периода времени. Таким образом, некоторые из более многообещающих поверхностей в дальнейшем будут подвержены экологическому тестированию на долговечность в условиях, имитирующих дождь, влажность и ультрафиолетовое излучине.
По словам Siochi также следует учитывать, что бы экономии топлива было достаточно дабы компенсировать затраты на применение новых покрытий. По её мнению, чтобы это стало возможным, исследователи должны испытать применение таких покрытий на практике.