На протяжении всего срока эксплуатации спутника, аккумуляторные батареи поддерживают его «сердцебиение» всякий раз, когда на солнечные батареи не попадает свет от единственной звезды нашей Солнечной системы. Однако после окончания миссии, именно эти первичные источники энергии могут послужить причиной катастрофы.
Правила, направленные на предупреждение образования космического мусора, требуют полной дезактивации источников электрической энергии, находящихся на борту спутника, после его «выхода на пенсию». Это необходимо для того, чтобы не допустить взрывы, которые могут возникнуть в результате столкновения «свежего» космического мусора. Следует отметить, что подобного рода взрывы чрезвычайно опасны для действующих околоземных спутников и Международной космической станции.
Новое исследование Европейского космического агентства «Clean Space initiative», задача которого уменьшить воздействие космической промышленности на окружающую среду, ставит перед собой цель оценить «поведение» спутниковых аккумуляторных батарей после выхода космического аппарата из строя и прекращения его эксплуатации, исследовать риск распада и пути обеспечения их полной «пассивности».
Аккумуляторы относится к числу самого громоздкого оборудования большинства космических аппаратов. Именно они снабжают своего «хозяина» энергией во время запуска. После того, как спутник достригает орбиты энергообеспечение возлагается на солнечные батареи, однако аккумуляторные батареи являются важным устройством резервирования энергии во время солнечных затмений и чрезвычайных ситуаций.
Для достижения высокой надёжности и производительности космических аппаратов, рассчитанных на несколько лет эксплуатации, аккумуляторные батареи перед запуском тщательно тестируют. То, что происходит с этим компонентом системы энергообеспечения космического аппарата после завершения миссии, остается для учёных загадкой.
Когда спутник свободной дрейфует в космическом пространстве, на него воздействуют экстремальные орбитальные условия – стремительные перепады температуры и радиационное облучении, поэтому инженеры не могут исключить риск разрывов и утечек.
Очень много спутников вышли из строя именно из-за сбоев в работе аккумуляторных батарей, хотя до 90-х годов ХХ столетия они ещё были не литиевыми.
В рамках нового исследования «Clean Space initiative», учёные попытаются установить, как обеспечить полную инертность системы энергоснабжения космического аппарат после завершения его миссии.