В этом году пятый и последний автоматический грузовой космический корабль Automated Transfer Vehicles (ATV), разработанный Европейским космическим агентством, совершил полёт к Международной космической станции. Грузовое космическое судно, получившее название ATV Georges Lemaître, будет запущено с космодрома Куру во Французской Гвиане летом 2014 года. Он доставит к орбитальной станции продовольствие, топливо, кислород и воду, а также комплектующие и научно-исследовательское оборудование, необходимое для проведения членами экипажа станции научных экспериментов.
Астронавт Европейского космического агентства Александр Герст, который войдёт в состав 40-го долговременного экипажа Международной космической станции, робота которого начнётся в мае 2014 года, будет руководить стыковкой самого большого космического грузового корабля, обслуживающего поставки на борт орбитальной станции. Александр в декабре 2013 года прошёл курс обучения, целью которого было получение навыков, которые понадобятся ему во время работы с ATV на борту МКС. Ему составил компанию российский космонавт Александр Скворцов, который отправится на борт МКС в марте 2014 года. Именно Герст и Скворцов стали последними «выпускниками» программы обучения ATV, проводившейся на протяжении более восьми лет в Европейском центре астронавтов ESA (European Astronaut Centre), расположенном в Кёльне (Германия).
По словам одного из инженеров ATV Georges Lemaître, проводившего обучения астронавтов, Герст и Скворцов стали последними выпускниками программы и этот факт вызывает у инструкторов смешанные чувства – с одной стороны, гордость за проделанную роботу, которая внесла свою лепту в развитие астронавтики, а с другой стороны — печаль, ведь все закончилось.
Порядка 83 астронавтов обучались тонкостям сближения и стыковки ATV с МКС, принимали участие в моделировании всех возможных сценариев развития ситуации, используя для этого макет грузового судна натуральной величины, чтобы максимально воссоздать реальность картины.
Кроме стыковочных процедур астронавтам преподавали, как подключить космический аппарат к российскому сегменту космической станции, подготовить его к открытию люка, выполнить проверку состояния воздуха, предшествующую началу разгрузки, алгоритм проведения самой разгрузки и последующей загрузки мусором с МКС, а также тонкостям расстыковочных процедур. Как правило, в грузовой декларации ATV содержится более 1000 различных позиций.
По словам главы Astronaut Training Division. Европейского космического агентства Hans Bolender, после запуска в 2008 году первого ATV, названного в честь известного французского писателя Jules Verne, специалистам European Astronaut Centre пришлось с нуля разработать новую обучающую программу для астронавтов. Европа никогда ранее не запускала космические корабли для полётов человека в космос, но слаженная работа проектировщиков, промышленного сектора и российских партнёров, позволила разработать полноценную программу обучения, направленную на получение навыков в поведении стыковочных процедур.
Астронавты из всех агентств-партнёров по Международной космической станции –Японии, России, США, Канады и Европы – изучали системы поставки и тонкости сервисного обслуживания судна.
По словам Rüdiger Seine, ответственного за подготовку астронавтов к космическому полёту, так сложилось, по случаному стечению обстоятельств, когда Герст и Скворцов заканчивали этап обучения процедурам стыковки, другой астронавт ESA Саманта Кристофоретти вместе со своим российским коллегой Александром Самокутяевым закончили этап обучения, посвящённый расстыковочным процедурам.
Инструктор ATV Michael Markus подытоживает, что всегда приятно наблюдать за тем, как астронавты безупречно справляются с поставленной задачей, а вдвойне приятнее, от того, что в этом частично есть твоя заслуга.