Размеры живых организмов после случаев массового вымирания животных, могли изменяться намного больше, нежели считалось ранее, что противоречит, так называемому, «эффекту лилипута». К этому выводу пришла Caroline Sogot вместе со своими коллегами из University of Cambridge во время недавнего исследования, результаты которого были опубликованы 5 февраля в журнале PLOS ONE.
Учёные в рамках исследования искали связь между Мел-палеогеновым вымиранием, имевшим место порядка 65 млн. лет тому назад, и случаями сокращения размеров живых организмов, в последствии названными «эффектом лилипута».
По мнению многих учёных, изменения размеров организмов – это ответная реакция на недостаток еды и прочие изменения в среде обитания, что наблюдались во время каждого из пяти «великих массовых вымираний». Исходя из этого, оставшиеся в живых после Мел-палеогенового вымирания должны характеризоваться меньшими размерами, нежели из «предки» перед исчезновением. Для того, чтобы максимально разобраться с этим эффектом, учёные исследовали изменения размеров водных беспозвоночных на уровне одной колонии до и после массового вымирания.
Учёные проанализировали 59 видов мшанок (тип беспозвоночных животных, преимущественно морских) и не обнаружили существенных изменений их размеров. Кроме того, размеры двух типов мшанок колонии, Maastrichtian и Danian, были такими же, как и до массового вымирания.
Авторы научной публикации полагают, что отсутствие изменений в размерах большинства мшанок, проанализированных в ходе исследования, может означать, что «эффект лилипута» не является универсальным для всех уровней и может варьироваться в зависимости от вида организмов.
Caroline Sogot подытожила, что отсутствие явного «эффекта лилипута» у мшанок, позволяет предположить, что массовые вымирания никоем образом не влияли на размеры организмов, которым посчастливилось выжить.