Ударный марсианский кратер Aram Chaos, характеризующийся эродированной, бугристой структурой горных пород, сформировался в процессе стремительного таянья и разлива подземного ледяного озера.
В рамках нового исследования сравниваются спутниковые изображения воронки, глубина которой достигает 4 км, а ширина варьируется в пределах 280 км, и комбинируются полученные данные с моделью процесса таянья льдов, ставшего причиной масштабного разлива. Manuel Roda представил результаты научных исследований на Европейском планетарном научном конгрессе, проходившем на прошлой неделе в Лондоне.
Хаотичность особенностей рельефа, простирающихся на сотни километров, является отличительной загадочной особенностью Красной планеты. Следует отметить, что механизм их формирования, по сей день достаточно плохо изучен учёными.
По словам Manuel Roda, примерно 3,5 млрд. назад древний ударный кратер Aram Chaos, названный итальянским астрономом Джованни Скиапарелли в честь Библейской земли Арама, был частично заполнен льдом, который покрывал двухкилометровый слой осадочных пород. Именно благодаря такому «панцирю» лёд был защищён от воздействия высоких поверхностных температур Марса. Однако по воздействие высвобождаемого планетой тепла, на протяжении многих миллионов лет лёд таял, в результате чего многие осадочные породы стали неустойчивыми и в конечном итоге обрушились.
Масштабные утечки воды, объёмом с озеро Байкал – крупнейшее пресноводное озеро на Земле, по предположениям учёных происходили не менее 4 раз. В результате вода размыла долину в 2 км глубиной и 10 километров шириной.
По словам Manuel Roda, исследования свидетельствуют о том, что скопления льда всё ещё присутствуют под поверхностью Марса. Учёный отметил, что для таянья таких озёр весьма неблагоприятны условия и если лёд и тает, что это, как правило, самый низкий слой. Захоронённые подземные ледовые озера Красной планеты свидетельствуют о том, что Марс стремительно превратился в холодную, безжизненную планету. Не исключается, что именно такие места являются благоприятными для развития жизни, поскольку лёд выступает уникальной защитой от опасного ультрафиолетового излучения
Исследования проводились Manuel Roda и его коллегами Tanja E. Zegers, Maarten G. Kleinhans и Rob Govers из Utrecht University и Jelmer H.P. Oosthoek из Jacobs University Bremen.