«Путешествие GPМ в Японию»
Запаковать, погрузить в самолёт и доставить груз в Японию – на первый взгляд, все достаточно просто, но новое видео NASA, доказывает, что это далеко не так.
Новый видеоролик NASА «Путешествие GPМ в Японию» («GPM’s Journey to Japan») посвящён тому, как происходила транспортировка спутника Global Precipitation Measurement (GPМ) миссии Core Observatory по воздуху, морю и суше. Построенный в Goddard Space Flight Center НАСА в Гринбелте (штат Мэриленд), космический аппарат GPМ преодолел порядка 11750 километров, прежде чем достичь стартовой площадки Космического центра Танэгасима, расположенного на одноимённом японском острове, старт с которой намечен на 27 февраля 2014 года (на 13:07 по EST).
GPM’s Core Observatory – это совместная миссия NASA и Японского агентства аэрокосмических исследований (Japan Aerospace Exploration Agency), направленная на изучение осадков по всему миру, а также погодных изменений и тихоокеанских штормов.
Посмотрев видеоролик, становятся понятны отличия миссий NASA, старт которых производится с американских космодромов, от миссий, стартующих с космодромов, расположенных за пределами США. Как правило, космические аппараты NASA к стартовым площадкам перевозятся посредством специально оборудованного грузового транспорта. Однако, чтобы доставить GPМ в Японию помимо автомобильного транспорта потребовался ещё водный и воздушный. Контейнер, в котором находился GPМ, несколько раз перегружали с одного вида транспорта на другой. По словам организатора проекта GPM Art Azarbarzin из Goddard Space Flight Center, транспортировка спутниковой обсерватории была чрезвычайно сложной процедурой, которая требовала тщательного планирования и максимальной осторожности.
Подготовка материального обеспечения процедуры транспортировки заняла 2 года. Организаторам предстояло предусмотреть сотни деталей, спланировать конструкцию контейнера и найти подходящий транспорт, который мог бы переправить спутник из США в Японию. Из Goddard Space Flight Center контейнер со спутником, посредством грузовика был доставлен на аэродром штата Мэриленд, где его ждал грузовой самолёт ВВС США Super Galaxy C-5.Контейнер был загружен на борт воздушного судна посредством крана. 21 ноября 2013 года С-5 вылетел из штата Мэриленд, взяв курс на север. Ввиду того, что сильный ветер помешал дозаправке в воздухе, С-5 вынужден был приземлиться в Elmendorf Air Force Base в Анкоридже (Аляска). Из-за зимнего шторма двухчасовая остановка затянулась на 2 дня.
Непредвиденная остановка, обусловленная неблагоприятными погодными условиями, стала причиной срыва графика. По словам Jean Manall, ответственного за транспортировку спутника, оставаться в Анкоридже становилось все опаснее, поскольку температура опускалась ниже 0 С, что могло стать причиной образования конденсата на стенках спутника, который, как известно, «злейший враг» электроники. 23 ноября С-5 продолжит свой путь в Японию, и уже на следующий день приземлился в аэропорту города Китакюсю, где контейнер был перегружен на грузовик, который доставил его в порт, расположенный в 1,6 километрах от аэропорта. Там GPM ждало грузовое судно. Но погода вновь стала на пути, из-за сильного шторма корабль был вынужден на 24 часа задержаться в порту Saiki, расположенном на полпути к побережью острова Кюсю.
26 ноября 2013 года грузовое судно благополучно достиг острова Танэгасима, где контейнер был очередной раз перегружен на автомобильный транспорт. В полночь, когда дороги относительно пустынны, GPM был достелен в Космический центр Танэгасима.
Утром следующего дня команда технического персонала космодрома вскрыла контейнер и переместила спутник в чистую комнату, где инженеры приступили к проведению завершающих тестов и подготовки спутника к старту.