Первый раунд акустических тестов маломасштабной модели разрабатываемого американского сверхтяжёлого ракета-носителя SLS (Space Launch System) идёт полным ходом. Испытания позволят инженерам проверить конструкцию системы звукопоглощения, разрабатываемой для нового ракета-носителя агентства.
Тестирование, которое началось 16 января в Marshall Space Flight Center НАСА (штат Алабама), сосредоточено на том, чтобы выявить, как низко- и высокочастотные звуковые волны сказываются на ракета-носители во время его пребывания на стартовой площадке. Этот тест позволит получить важные данные о том, как сильный шум, производимый двигателями и стартовыми ускорителями, может сказаться на самом ракета-носители и экипаже, в частности во время старта.
По словам руководителя акустических тестов SLS Doug Counter, его команда создает шумовые условия, подобные тем, которые испытывает ракета-носитель во время старта, для того чтобы определить насколько эффективны разработанные системы звукопоглощения. Он также отметил, что тестирование маломасштабной модели ракета-носителя посредством космического шаттла сопоставимо с тем, что на самом деле происходит с ракета-носителям во время старта. Именно по этой причине инженеры приняли решение проводить маломасштабное тестирование.
Во время пятисекундных тестов микрофоны, установленные на тестовой модели SLS, масштаб которой составляет всего 5% от истинных размеров ракета-носителя, а также на пусковой установке, башне и трубе выпуска, производили сбор акустических данных. Упорная пластина, боковые ограничители и кабеля отвечали за безопасность тестируемой модели.
Инженеры работают со многими системами тестирования, среди которых и «rainbirds», представленная огромными водяными соплами, установленными на мобильной пусковой установке в Kennedy Space Center. В время запуска 1705500 литров воды за считанные секунды из пяти «rainbirds» поступают к системе зажигания стартового ускорителя. Вода – главный компонент системы звукопоглощения, позволяющий защитить ракета-носитель и её полезную нагрузку от возможного ущерба, обусловленного акустической энергией. Ракета-носитель SLS с космическим кораблём НАСА «Orion» на борту планируется запускать в рамках миссий, предусматривающий достижения далёких пунктов назначения, таких как Марс и астероиды.
Серия акустических тестов также проводится в University of Texas в Остине. Инженеры оценивают силу звуковых вибраций, которые возникают в процессе зажигания двигателей RS- 25, которыми будет оснащена первая ступень SLS.
Приоритетной для тестирования является первая ступень ракета-носителя, на которой размещены основные компоненты ракеты, такие как бортовой компьютер и авионика. Тестирование полностью собранного ракета-носителя, с подсоединёнными к нему твёрдотопливными двигателями ускорения, будут проводиться к концу года.
Основная ступень ракета-носителя SLS будет оснащена 4-мя водородно-кислородными двигателями, построенными Aerojet Rocketdyne. Более того на первую ступень будут монтироваться твердотопливные ускорители, строительством которых занимается Alliant Techsystems Inc. (ATK).
Первое лётное испытание ракета-носителя SLS, грузоподъёмностью 77 тонн, запланировано на 2017 год. Если все пройдёт успешно, что SLS станет самым мощным ракета-носителем из когда-либо построенных человеком. Благодаря беспрецедентной грузоподъемности в 143 тонны, этот ракета-носитель позволит проводить миссии, направленные на освоение далёких глубин Солнечной системы.