Планеты, с большим содержанием углерода в протопланетном диске, в том числе и так называемые алмазные планеты, могут быть безводными, то есть не иметь океанов. Эта теория была выведена в рамках теоретических исследований, проводимых при финансовой поддержке NASA.
Наше Солнце является чрезвычайно бедной углеродом звездой, в результате чего Земля в большей степени состоит из силикатов, а не из углерода. Предполагается, что звёзды, содержание углерода в которых больше нежели у Солнца, «порождают» планеты, чрезвычайно богатые углеродом, и вполне вероятно со значительными залежами алмазов.
Моделируя компоненты таких углеродосодержащих планетарных систем, учёные пришли к выводу, что углеродные планеты испытывают недостаток «ледяных водохранилищ», которые, как предполагается, ответственны за формирование океанов.
По словам Torrence Johnson из Jet Propulsion Laboratory НАСА, который представил результаты проведённых исследований на встрече Отдела планетарных наук Американского астрономического общества, проходившей в Денвере, океаны на нашей планете образовались исключительно благодаря ледяным кометам и астероидам. Torrence Johnson принимает участие в нескольких планетарных миссиях NASA, среди которых Galileo, Voyager и Cassini, и занимается изучение планет Солнечной системы уже более двадцати лет.
Torrence Johnson, проводя исследования, удостоверился в том, что планеты, находящиеся вокруг богатых углеродом звёзд, абсолютно «сухие». Он и его коллеги из JPL заявляют, что дополнительный углерод при развитии звездообразующих систем препятствует кислороду в формировании воды.
Соавтор исследований Jonathan Lunine из Cornell University отмечает, что, когда углерода, который считают главным элементом жизни, становится слишком много, он начинает «поглощать кислород», который играет основную роль в формировании воды – второго не менее важного условия для существования жизни.
При исследовании экзопланет, учёные задаются вопросом — насколько эти миры вне Солнечной системы пригодны для жизни? Исследователи идентифицируют такие планеты по их расположению в обитаемой зоне вокруг их родительских звёзд, т.е. анализируется достаточно ли такие планеты тёплые, для того, чтобы на поверхности могла образоваться вода. В рамках миссии «Кеплер» было обнаружено несколько «кандидатов», находящихся в зоне обитания. В настоящее время учёные продолжают исследовать данные «Кеплер» для анализа экзопланет, столь же маленьких по космическим меркам, как и наша планета.
Но, даже если подтверждается, что экзопланета находится в так называемой зоне «Златовласки», где океаны теоретически могут образовываться, другой вопрос – достаточно ли там воды, дабы добиться оптимального уровня влажности? Torrence Johnson, заручившись поддержкой своих коллег предпринял попытки найти ответ на этот вопрос с помощью планетарных моделей, созданных на основании измерений соотношений углерода и кислорода в Солнце.
Наше Солнце, как и многие другие звёзды, унаследовало от Большого Взрыва и от предыдущих поколений звёзд ряд химических элементов, среди которых водород, углерод, кислород, гелий, азот и кремний.
Johnson отмечает, что у нашей Вселенной есть свой топ-10 химических элементов, имея ввиду 10 самых распространённых химических элементов.
Созданные модели позволяют точно предсказать, сколько именно воды было аккумулировано в виде льда в ранней истории Солнечной системы миллиарды лет назад, до того как вода «проложила» себе путь к Земле.
Предполагается, что главными поставщиками воды на Землю являются кометы и астероиды, хотя учёные всё ещё не пришли к единому мнению по этому поводу. Так или иначе, прежде чем столкнуться с нашей планетой такие астрономические объекты начали свой путь далеко за линией обитаемой зоны, называемой «линией снега».
Когда исследователи воспользовались планетарными моделями при анализе звёзд, богатых углеродом, вода исчезла.
По словам Lunine, все планеты со скалистой поверхностью – абсолютно разные. Ввиду этого алмазные планеты, размером с нашу планету, будут казаться нам безжизненными, безводными пустынными мирами.