АТV

АТV

ATV или Automated Transfer Vehicle — является автоматическим средством для транспортировки груза. Этот грузовой космический корабль был разработан ЕКА. Он предназначался для того, чтобы доставлять топливо, воду, научное оборудование, продукты и воздух на территорию Международной космической станции. Благодаря двигателям автоматического грузового космического судна, возможно осуществление корректировки орбиты МКС, очищение от мусора и отработанных материалов. ATV и по сей день является самым сложным космическим кораблем из всех, что когда-либо создавались в европейских странах. Запуск первого автоматического грузового корабля произошел в 2008 году.

Исторические сведения

Впервые, планы о создании европейского космического судна стали появляться в 1987 году. Уже в 1992 году конференция, на которой присутствовал совет министров ЕКА, окончилась решением касательно закрытия программы «Гермес» — многоразового космического аппарата. В то же время, было принято решение сделать вклад в развитие проекта Международной космической станции «Фридом». В этот момент очень актуальным стало создание транспортной системы, которая бы смогла обеспечить оптимальное функционирование МКС в пилотируемом плане и грузовых доставках. В будущем ожидалось, что грузовые космические транспортные средства смогут летать сюда по несколько раз в год. Уже к 1995 году было решено создать автоматический грузовой корабль. В качестве генерального подрядчика была выбрана фирма EADS Astrium Space Transportation.

Особенности проекта

В рамках проекта по созданию грузового космического транспортного средства предполагалось создать сам автоматический транспортный корабль, наземную инфраструктуру в Тулузе и провести все необходимые модификации ракеты-носителя под названием «Ариан-5». В процессе разработок приняли участие около 40 фирм из разных стран. Разработкой стыковочного узла и системы перекачки топлива занимались российские специалисты. Четыре двигателя, установленных в ракете, были изготовлены в США фирмой Aerojet. В общей сумме, автономный грузовой космический корабль стоит более 300 миллионов долларов, а один его полет обходится более чем в 500 миллионов долларов.

Конструкция судна

Конструкция судна ATV

В ходе работы над проектом было принято решение о том, что именно Россия должна будет создать стыковочный модуль для ATV, систему дозаправки, а также систему контроля оборудования. Итальянская фирма Alenia Spazio занималась разработкой герметичного грузового отсека. Для системы автоматической стыковки характерна большая степень автоматизации, чем у других автоматических грузовых суден.

По своим параметрам грузовой корабль близок к размерам автобуса. Космический грузовой аппарат состоит из двух частей – герметичной, где должен размещаться материал и оборудование, и негерметичной, где содержатся системы управления и контроля, сферические емкости для ракетного топлива, воды, газов. Задняя часть корабля оснащена сервисным блоком, где прикреплены панели солнечных батарей. Системы управления судном находятся внутри сервисного блока. Кормовая часть оснащена четырьмя двигателями, которые позволяют поднимать орбиту станции. Внутри негерметичного отсека находятся бортовые служебные системы – система обеспечения движения космического судна, связи, электропитания. Ракета-носитель позволит вывести космическое судно поэтапно – сначала это будет эллиптическая орбита, после чего следует переход на круговую орбиту. Особенностью данных грузовых кораблей будет то, что все операции будут выполняться в автоматическом режиме.

Испытания корабля

Уже в 2004 году, первый автономный грузовой космический корабль был подвергнут комплексному тестированию в Нидерландах. Для этого были созданы условия, максимально приближенные к космической среде. Для электронного оборудования создавались электромагнитные помехи, сам корабль находился на вибрационном стенде. Это позволяло сымитировать вибрацию, которая возникает на старте ракеты-носителя, механические особенности воздействия, создать порывы ветра, которые могли бы повлиять на судно на старте, на сотрясения, возникающие, когда корабль совершает маневры на орбите. Проводимые тесты имели также акустический характер, поскольку создавали рев работающих двигателей судна на старте.

Возможности

При помощи европейского грузового корабля, на Международную космическую станцию можно отправить более семи тонн воды, азота, кислорода или другого вещества. Первый корабль «Жюль Верн» позволил отработать в реальных условиях полетные процедуры для того, чтобы все следующие модели кораблей могли быть усовершенствованы. Космические грузовые корабли этой серии могли проводить коррекцию орбиты Международной космической станции, а также управлять ее ориентацией. Судна ATV были предусмотрены для того, чтобы эвакуировать с МКС отходы и удаляемое оборудование.

Серия кораблей

Самый первый автоматический грузовой корабль получил имя «Жюль Верн» и был запущен в 2008 году. Вслед за ним, в 2009 году, в космическое пространство отправился еще один грузовой аппарат «Иоганн Кеплер», названный на честь немецкого астронома. Для третьего судна имя было выбрано на честь физика из Италии — «Эдоардо Амальди». Его запуск был совершен в 2012 году. Полет четвертого автономного грузового космического корабля «Альберт Эйнштейн» состоялся в середине 2013 года. В данный момент, специалисты ведут активные работы по созданию пятого корабля «Жорж Леметр». Его запуск запланирован на 2014 год.

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.