Космический корабль Буран

БуранОрбитальный корабль-космоплан под названием «Буран» — входил в советскую многоразовую транспортную космическую систему (МТКК), был создан во время реализации программы «Энергия — Буран». Во всем мире было создано всего два орбитальных корабля МТКК, и «Буран» — одним из них. Его создание принято считать своеобразной реакцией Советского Союза на подобный проект американских разработчиков под названием «Спейс шаттл». Все разработки МТКК «Буран» велись под руководством Глеба Евге́ньевича Лози́но-Лози́нского. Запуск данного корабля был совершен лишь однажды, в условиях беспилотного режима, в 1988 году.

Основное предназначение

411996974_638f1b2787Первоначальные планы предполагали корабль «Буран» в качестве военной системы. Главное управление космических средств выдало задание тактико-технического характера на то, чтобы была осуществлена разработка многоразовой космической системы. Как предполагалось, «Буран» будет выполнять следующие функции:

— осуществлять противодействие комплексного характера всем возможным мероприятиям, которые могут быть предприняты противником для расширения использования космического пространства в военных целях;

— решать целевые задачи, действую при этом в интересах науки, обороны и народного хозяйства;

— проводить военно-прикладные исследования и эксперименты с целью обеспечить реализацию более габаритных космических систем, где оружие будет использоваться в соответствии с уже известными, а новыми физическими принципами;

— выводить на орбиту космические аппараты, космонавтов и грузы, осуществлять обслуживание их и возвращать на земную поверхность.

«Буран» создавался также для того, чтобы выводить на околоземную орбиту различного рода космические объекты, обслуживать их, доставлять на орбиту модули и персонал, собирать там крупногабаритные сооружения и межпланетные комплексы, возвращать на земную поверхность неисправные или выработавшие ресурс спутники, осваивать оборудование и технологии, произведенные в космосе.

История создания

2028222513_758d005409Изначально, представители США сообщили о том, что они приступают к разработкам космического корабля в рамках программы «Спейс шаттл» («Space Shuttle»). Такая программа получила статус национальной и предполагала создание четырех подобных кораблей. Данное судно могло осуществлять вывод на околоземную орбиту груз массой до 30 тонн, а спускать оттуда более 14 тонн. Такие существенные грузы вызвали интерес Советского Союза, ведь до этого Америка не стремилась перевозить в космическое пространство столь существенных грузов. Как оказалось, данная программа не была привычной по задуманному предназначению. Она, в первую очередь, была создана для военных целей.

Сотрудники советской сферы кораблестроения получили сведения о шаттле в виде фотографий и чертежей в 1975 году. В тот же момент удалось провести несколько экспертиз на выявление военных составляющих. Результаты свидетельствовали о том, что данный космический корабль несет в себе важную военную миссию – он легко сможет транспортировать ядерные боеприпасы, чтобы совершить атаку СССР из любой точки космоса. К тому же, данный шаттл, даже в загруженном состоянии, может летать за гранью зоны радиовидимости, которая предусмотрена в советской системе предупреждения о ракетном нападении.

Американские конструкторы убеждали, что данная система была частью программы, представленной гражданской организацией НАСА. Только к 2011 году разработчики пришли к выводу, что запуск данного шаттла не является целесообразным и, к тому же, требует существенных финансовых расходов. В итоге программу пришлось закрыть.

Что касается Советского Союза, то здесь космические корабли либо создавались тоже в военных целях, либо же базировались на военных технологиях. Учитывая ту опасность, которую мог бы принести стране американский космический корабль, Министерство обороны приняло решение создать некое подобие шаттла. Конечно, этому предшествовала масса переговоров и совещаний, но потребность мощного военного космического корабля взяла верх. Это было связано также с тем, что в Советском Союзе, на то время, не имелось таких суден, которые смогли бы вывозить в космическое пространство или на околоземную орбиту ядерное оружие, а также осуществлять незамедлительное нанесение удара в любую точку планеты. В итоге, данный проект многоразовой космической системы под названием «Буран», был утвержден, поскольку получил больше всего голосов среди других космических программ.

Тестовый полетГоловной разработчик судна был представлен НПО «Молния» в 1976 году. Главой данного объединения стал Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, поскольку он еще в 1960-х годах вел работы над созданием проекта многоразовой авиационно-космической системы под названием «Спираль». Начиная с 1980 года, отечественные конструкторы стали производить орбитальные корабли и уже к 1984 году удалось получить первый вариант полномасштабного корабля. С учетом того, что их производством занимались на территории Тушинского машиностроительного завода, то их транспортировку осуществляли при помощи водного транспорта на территорию города Жуковский. С местного аэродрома корабли доставлялись на территорию космодрома Байконур.

Для того, чтобы совершать посадки космического корабля «Буран» пришлось специально оборудовать усиленную взлетно-посадочную полосу на территории аэродрома. Было предусмотрено еще несколько резервных мест, где мог бы осуществлять посадку корабль. Именно они были дополнительно оснащены и максимально реконструированы. Для проведения летных испытаний в земной атмосфере изначально был создан корабль, очень близкий по своим характеристикам к «Бурану» под названием БТС-002(ГЛИ). Хвостовая часть данного космического транспорта была оснащена четырьмя турбореактивными двигателями, благодаря которым он мог подниматься в воздух с поверхности обыкновенного аэродрома. Позднее данное судно применялось для того, чтобы отрабатывать систему управления, а также систему автоматической посадки. С его помощью летчики-испытатели имели возможность подготовиться, прежде чем осуществлять полеты в космическое пространство. Уже в 1985 году данный аналог «Бурана» удалось отправить в первый атмосферный полет.

Единственный и незабываемый полет

Запуск БуранаСпустя большое количество испытаний и экспериментов, космический корабль «Буран» все-таки отправился в свой первый, и, как оказалось, последний полет в космос. Это произошло осенью 1988 года. Данное событие происходило на территории космодрома Байконур. Судно было запущено посредством ракеты-носителя под названием «Энергия». В общей сумме полет длился 205 минут. За это время ему удалось дважды облететь Землю и возвратиться на тот же аэродром, совершив удачную посадку. Данный запуск корабля проходил в автоматическом режиме при отсутствии пилотов. Всем управлял бортовой компьютер, а также бортовое программное обеспечение. Это существенно отличало советский корабль от американского, поскольку в шаттле последний этап приземления происходил в условиях ручного управления. Этот полет был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Далее работы в рамках данного проекта приостановились, а к 1933 году было принято решение закрыть программу «Энергия-Буран». В 2002 году единственный из этой серии корабль «Буран», который побывал в космическом пространстве, был подвержен разрушению. Это произошло по той причине, что в монтажно-испытательном комплексе на территории Байконура, где все это время хранилось судно, обрушилась крыша. Здесь же находились и готовые варианты ракет-носителей под названием «Энергия».

Особенности «Бурана»

Данный космический корабль в длину достигал практически 36,5 метра, в высоту, вместе с шасси – больше 16 метров, а его вес составлял около 105 тонн. В грузовом отсеке можно было разместить до 30 тонн различного груза. В носовом отсеке имеется герметичная кабина, где размещается экипаж корабля, а также практически вся аппаратура, отвечающая за обеспечение полета. Здесь имеется крыло, по форме подобное треугольнику, аэродинамические органы управления – такие, как аэродинамический щиток, элероны и руль направления. В хвостовом отсеке и в передней части расположены двигатели, представленные двумя группами, служащие для выполнения маневров, таких, как манёвр возврата, выход на одновитковую траекторию. Это был первый раз в сфере двигателестроения, когда конструкторам удалось создать объединенную двигательную установку. Она характеризовалась наличием топливных баков окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, забора жидкости в невесомости, наддува, аппаратуры системы управления. В состав бортового комплекса управления входило около полусотни различных систем. В том случае, если бы ракетные блоки двух ступеней ракеты-носителя прекратили свою работу, то аварийное возвращение судна в условиях автоматического режима могло бы быть обеспечено системой управления орбитального корабля. Особое значение в конструкции «Бурана» для того, чтобы он успешно мог преодолевать термические и пневматические нагрузки, которые обычно возникают во время пребывания в плотных слоях атмосферы, имела защитная обшивка. Различные научные организации занимались созданием огнеупорного материала, которые могли бы выстоять в таких экстремальных условиях.

Во время того, как велись работы над проектом данного космического корабля, конструкторы изготовили различные макетные образцы для испытаний динамического, аэродромного и электрического характера. После того, как программа была окончательно завершена, данные изделия были распространены между различными предприятиями подобного типа. В отличие от своего американского аналога, «Буран» имел возможность приземляться в условиях автоматического режима и для этого использовать бортовой компьютер. Хотя, с самого начала, для системы автоматической посадки не предусматривалась возможность переключиться на управление в ручном режиме. Ввиду этого, пилотами-испытателями и космонавтами было выдвинуто требование по отношению к конструкторам касательно того, чтобы в системе управления посадкой корабля был предусмотрен ручной режим. Большое количество технологий, предусмотренных для «Бурана» и по сей день, активно используется в технике ракетно-космического направления многих стран.

Конструкция корабля

buran1s

Орбитальный корабль создавался в соответствии с самолетной схемой. Космическое судно, представленное комплексом «Энергия-Буран», включало в себя первую ступень, представленную четырьмя боковыми блоками, имеющими кислород-керосиновые четырёхкамерные двигатели РД-170, и вторую ступень, представленную сигарообразным объектом белого цвета, оснащенным двумя парами кислород-водородных двигателей РД-0120. Сюда также входил и третий объект – возвращаемый космический аппарат «Буран». На стартовом этапе происходил запуск сразу двух ступеней. Завершив работу, первая ступень совершала отстыковку, а вторая ступень — вывод. Конструкторы предусмотрели в корабле наличие системы экстренного спасения экипажа в случае аварии. Если подобная ситуация происходит, то «Буран» отделяется от ракеты-носителя и переходит к экстренной посадке.

Серия кораблей

В общей сумме, на момент завершения программы «Буран», было создано или находилось в незавершенном состоянии пять вариантов космического корабля. Первый из этой серии был тем самым космическим транспортным средством, которому в автоматическом режиме удалось совершить выход в космическое пространство. Второй экземпляр получил название «Буря» — он должен был принимать участие во втором полете в условиях автоматического режима. Предполагалось, что это судно сможет осуществить стыковку с пилотируемой станцией «Мир». Третий корабль на момент завершения программы еще пребывал в неготовом состоянии. То же самое касается четвертого и пятого суден.

Происхождение названия

В Советском Союзе существовала традиция называть космические корабли громкими именами. Неудивительно, что серия орбитальных кораблей получила название «Буран». Но, мало кому известен тот факт, что, изначально, кораблю присваивалось имя «Байкал». После того, как ученые провели несколько исследований, они обратили внимание, что во время посадки на судно воздействует очень высокая температура. Вследствие этого воздействия последняя буква могла быть подвержена оплавлению. Это могло быть чревато неприятностями для самих разработчиков, поскольку тогда корабль терял свое первоначальное название. Так было принято решение назвать судно другим именем, в котором будет меньше букв. По истечению некоторого времени после запуска корабля, ученые нашли способ противостоять выгоранию последней буквы названия и вновь дали судну имя «Байкал». Но, так как запусков после этого уже не было, то данный корабль так и остался известным миру с именем «Буран».

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.