Космический корабль «Восход»

Космический корабль «Восход»После удачных попыток запуска одноместных пилотируемых космических кораблей «Восток» на орбиту, было принято решение создать новую советскую программу под названием «Восход». Она представляла собой серию космических судов, имеющих несколько мест. Это позволяло вместить сразу от одного до трех человек на борт корабля, отправляющегося в полет на околоземную орбиту. В рамках этой программы проводились исследования всех человеческих возможностей касательно работы в открытом космическом пространстве и отработка командной работы всех членов экипажа на время полета. Помимо этого, серия кораблей «Восход» должна была помочь при проведении медико-биологических и научных исследований, а также технических экспериментов. Таким образом, создателям космических кораблей серии «Восход»,  удалось совершить полет многоместного экипажа впервые в мировой истории – на борту одновременно находились три человека, а так же произвести первый в мире выход в космос без оснащения скафандрами. Помимо этого, космические корабли, в рамках этой программы, были первыми в мировой практике, сумевшими выйти в открытый космос.

Особенности конструкции

По большей части своих характеристик, космические судна «Восход» были подобны «Востоку». Для запуска космических кораблей по программе «Восход» использовалась одна из существующих на то время модификаций ракеты под названием Р-7А. В комплексе присутствовали сферический спускаемый аппарат, диаметрические показатели которого составляли 2.3 метра, а также конический приборный отсек. В спускаемом аппарате находился экипаж космонавтов. Что касается приборного отсека, то он весил около 2,3 тонны, в длину достигал 2,2 метра, а в ширину – 2,4 метра. Сюда помещали баки для топлива, а также двигательную установку. Имея в качестве главной цели поместить в ракете больше, чем одного человека, конструкторы пришли к решению убрать катапультное кресло, рассчитанное только на одного космонавта, которое было в кораблях серии «Восток». Такое кресло позволяло пассажиру корабля заблаговременно покинуть его во время посадки и приземлиться более безопасно при помощи парашюта. Космонавты во время полета находились в креслах «Эльбрус» и при этом должны были лежать на спине и подгибать колени, что весьма неудобно. Для того, чтобы во время посадки удар был максимально смягчен, кресла имели дополнительные амортизаторы. Помимо прочего, для максимальной экономии пространства, космонавтам приходилось отправляться в полет без скафандров. На том месте, где прежде располагалось катапультное кресло, теперь устанавливали несколько обыкновенных. С учетом того факта, что теперь экипаж должен был идти на посадку в спускаемом аппарате, в судне была произведена установка твердотопливного тормозного двигателя. В комплексе с парашютной системой он получал сигнал, издаваемый механическим высотомером, и реагировал до того, как спускаемый аппарат касался земной поверхности. Для того чтобы он мог сойти с орбиты, в его верхней части помещался резервный тормозной двигатель, работающий на твердом топливе.

Технические характеристики

По сравнению с предшествующей программой, космические корабли «Восход» были более оснащенными. Они отличались наличием нескольких мест, что позволяло располагать там от одного до трех членов экипажа. Такое судно имело специальную систему мягкой посадки, отличалось наличием резервной тормозной двигательной установки. Здесь было установлено более новое приборное оборудование, что делало корабль гораздо современнее. Спускаемый аппарат, он же – гермокабина, мог разместить внутри себя весь экипаж корабля, аппаратуру, обеспечивающую нормальную жизнедеятельность, пищевые и водные запасы, технику для того, чтобы успешно контролировать и управлять работой каждой бортовой системы. Помимо этого, в аппарате размещалась некая доля приборов по части радиооборудования, были установлены телекамеры, устройства для видеоконтроля, техника из ряда кинофотоаппаратуры, оборудование для проведения исследований в области науки и медицины. Гермокабина была обеспечена термоизоляцией, чтобы во время спуска не подвергаться воздействию высоких температур. Кабина была оснащена тремя специальными люками, которые могли использоваться в качестве выхода из ракеты для космонавтов после приземления. Здесь так же имелись три иллюминатора. Благодаря им экипаж корабля мог наблюдать за всем, что происходило вокруг, а также заниматься съёмкой происходящего. Кресла, в которых находились космонавты во время полета, были смоделированными в соответствии с их телами.

Первый запуск

Даже вопреки высокой степени риска, возникающего во время таких полетов на кораблях серии «Восход», нашлось очень много желающих совершить первый в мире выход в космос на многоместном космическом судне. Все, кто изъявил свое желание отправиться в такое опасное путешествие, должны были пройти строгий отбор. Каждый член экипажа вынужден был подвергнуться серьезной подготовкой перед предстоящим полетом. Первый запуск корабля-спутника в рамках программы «Восход», был произведен в 1964 году, 12 октября. На борту, вышедшего на околоземную орбиту судна, присутствовал экипаж, состоящий из трех человек. Сюда входили: врач-космонавт Б. Б. Егоров, научный сотрудник К. П. Феоктистов и летчик-космонавт В. М. Комаров, который исполнял обязанности командира корабля. Всего за 24 часа, пока корабль находился в космическом пространстве, ему удалось сделать 16 оборотов вокруг Земли, что в общей сумме составило около 700 тысяч километров пути. Космонавты, пребывающие на судне «Восход», дважды стали абсолютными мировыми рекордсменами, поскольку смогли достичь максимального показателя высоты – более 400 км, а также смогли поднять над землей машину с максимальным на то время весом – 5,3 тонны. К тому же, они смогли установить пару мировых рекордов, поскольку полёт осуществлялся на самую отдалённую дистанцию, как по временному критерию (немногим больше суток), так и по расстоянию. Такие показатели были тогда максимальными среди многоместных космических суден.

Экипаж

Для полетов на первом космическом корабле «Восход» происходил специальный отбор членов экипажа. Так, в итоге, командиром корабля стал В.М. Комаров, который был ответственным за проведение контроля и наблюдения за всеми имеющимися приборами. Он так же занимался выполнением ручной ориентации корабля — при помощи радиоустройств связывался с Землей. При этом командир занимался проведением многих исследований в области науки. К.П. Феоктистов тоже смог принести значительную пользу во время полета. Благодаря ему, сфера проводимых исследований существенно расширилась, поскольку он был большим специалистом в области астрономии и геофизики. Этот член экипажа тоже выходил на связь с Землей, вел наблюдение за оборудованием, а также бортовой аппаратурой. В сферу его деятельности входили также фотографирование, киноаппаратная съемка. Измерение яркости звезд, поддержание соответствия между бортовыми часами и «Глобусом», астрономическая ориентация, управление судном при помощи ионных датчиков и проведение различных экспериментов с использованием жидкости. Благодаря тому, что на борту корабля присутствовал врач Б.Б. Егоров, появилась возможность вести наблюдение за состоянием здоровья космонавтов и проводить необходимые медико-биологические исследования во время самого полета. Он занимался регистрацией биотоков головного мозга и электрического потенциала, что возникали во время движения глаз – как произвольных, так и непроизвольных. Таким образом, в полете принимала участие целая научная лаборатория, что позволило получить максимум информации.

Дальнейшие разработки

Весной 1965 года, с помощью ракеты-носителя большой мощности, на орбиту удалось вывести новую версию космического судна под названием «Восход-2». Экипаж корабля состоял тогда из двух человек – П.И. Беляева и А.А. Леонова. Главной целью этого полета был первый в мире выход человека с борта корабля в космическое пространство во время осуществления  орбитального полёта. Облачившись в специальный скафандр, космонавт смог выйти в открытый космос. Он смог отойти от корабля практически на пять метров, осуществить все необходимые исследования и сделать снимки, после чего возвратился на борт судна. Выход длился 12 минут. Все, увиденное Леоновым при помощи специальной техники, было сразу же передано на Землю. Такой эксперимент имел огромное значение в то время и имел практически такое же значение в истории всей космонавтики, как и запуск первых ракет. Само изучение космического пространства передвинулось на одну ступеньку вверх и вышло на новый уровень. Это означало, что теперь в космосе может происходить создание целых космических станций.

Вторая модель космического корабля, получившая название «Восход-2», по всем предположениям могла выйти в открытый космос. На его борту во время запуска присутствовали два члена экипажа, которые были облачены в защитные скафандры «Беркут». Вдобавок ко всему,  на судне установили надуваемую шлюзовую камеру. Сразу после применения, она автоматически сбрасывалась с борта судна. Ожидалось, что будут проведены полеты, в которых будет создана кратковременная искусственная гравитация, но они так и не реализовались. В  планах предполагалось, что корабль, при помощи специального троса, будет привязан к последней ступеньке ракеты-носителя. Длина троса должна была изменяться при помощи лебедки, а оба объекта во время раскручивания должны были подвергнуться вращению вокруг их общего центра масс. Ракета-носитель, которая выводила на орбиту космические корабли серии «Восход», была разработана на основе аналогичной ракеты в рамках программы «Восток». К сожалению, программа «Восход» требовала многих доработок. К примеру, в системе носителей и кораблей этой серии, сразу после запуска, не было практически никаких путей спасения в том случае, если случалась авария. С учетом того, что космонавты пребывали в полете без скафандров, они не имели никаких шансов спастись, если бы на орбите корабль подвергся разгерметизации. К тому же на борту корабля не имелось запасных парашютов. Ввиду высокого уровня риска во время полетов, уже после двух выходов в космос, программу «Восход» пришлось свернуть. В общей сумме выло выпущено семь космических кораблей из серии «Восход».

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.