Проект ВР-190

Проект ВР-190На сегодня человечеству известно, что первым человеком, посетившим бескрайние просторы космоса, был Юрий Гагарин. Несомненно, он был первым, о ком стало известно всем. Но ведь существует вероятность, что полеты людей в космос происходили и до этого, но их просто не предавали огласке. По мнению многих, ракета ВР-190 могла бы вполне быть именно тем космическим судном, на котором был совершен первый выход людей в космос.

История создания

Проект под названием ВР-190 являлся первым проектом стран СССР 40-50-х годов ХХ века, ориентированным на запуск людей в космический полет суборбитального характера, предусматривавший баллистическую траекторию. Как гласит история, данный проект не был реализован. Хотя, вопреки ей, существуют некоторые люди, которые все же считают, что проект был реализован, но запуск первых космонавтов был неудачным. Предполагалось, что испытательные беспилотные, а также целевые пилотируемые полеты, пройдут на полигоне Капустин Яр, что в Астрахани. Длительность полетов составляла около 20 минут. За это время ракеты преодолевали более 100 км в высоту и достигали верхних слоев атмосферы. Отделяемые головные части ракет, равно, как и пассажиры, возвращались обратно на землю при помощи парашютов. Место их приземления была точка за несколько километров от той, где происходил старт ракеты.

В соответствии с секретным постановлением Советского Правительства, начиная с мая 1946 года, на территории Советского Союза начала развиваться ракетная отрасль. Хотя, даже до этого времени, в конце 1945 года, группа, учредителями которой были М. К. Тихонравов и Н. Г. Чернышёв, стала инициатором разработок первого проекта стратосферной ракеты под названием ВР-190. Это происходило в рамках Академии артиллерийских наук в НИИ-4 ракетной техники. Данную ракету, по иным сведениям, еще называли проектом «Победа». Она предназначалась для того, чтобы совершить двухпилотный полет в вертикальном положении и достичь высоты более 200 км. Основой данного проекта была трофейная немецкая баллистическая ракета Фау-2 (А-4). В начале 1946 года с данным проектом был ознакомлен академик и секретарь АН СССР Н. Г. Бруевич, а после него – и сам президент АН СССР С. И. Вавилов. Вслед за этими событиями ракету одобрила экспертная комиссия, возглавляемая академиком С. А. Христиановичем, после чего ее проект был рассмотрен в рамках совещания Министерства авиационной промышленности. Как предполагали сами создатели проекта, он несет в себе огромную политическую и общественную важность, с чем они и обратились к главе государства – на то время И. В. Сталину. Он, в свою очередь, дал свое разрешение на рассмотрение данного проекта. Многие все же полагали, что ракета нуждается в доработке и во многом приводили сравнения с немецкой ракетой. Предполагалось, что ВР-150 является небезопасным для жизни экипажа, поскольку вероятность того, что он вернется на землю, была очень мала. По этой причине выдвигались настойчивые предложения изначально осуществлять беспилотные полеты.

Подготовка проекта

В качестве подготовительного этапа, в НИИ-4 открыли исследовательскую тему ВР-150 «Ракетный зонд». Это предусматривало отработку действий для того, чтобы спуск той головной части, которая отделялась и содержала в себе приборы, происходил успешно. Уже к 1948 году данную тему одобрил С. П. Королёв. В дальнейшем реализацией проекта стал заниматься он сам в рамках главного ракетного КБ.

Воплощение в реальность

Проект ВР-190Уже в КБ под руководством Королёва проект ракеты ВР-190 принялись воплощать. Здесь практически одновременно с другими боевыми баллистическими аналогами высотных ракет, имеющих герметичные головные части. Они предусматривали наличие системы аварийного спасения и жизнеобеспечения, а полеты на них совершались изначально высокоорганизованные животные для того, чтобы иметь возможность оценить те факторы, которые впоследствии могут повлиять и на людей. Таким образом, происходил запуск гораздо более сложных и масштабных ракет, на борту которых присутствовали собаки.

Запуск ракеты

Было произведено три таких суборбитальных полета. Как гласят официальные факты, в рамках проекта так и не были отправлены в полет люди, поскольку он посчитался недостаточно перспективным по сравнению с орбитальным пилотируемым кораблем-спутником «Восток», который только начали создавать. Само существование этого проекта было строго засекречено, информация о нем не распространялась, а все участники имели свои псевдонимы. Хотя, некоторые все же не верят в то, что полеты ограничились только отправлением собак. Предполагается, что несколько пропавших без вести космонавтов принимали участие в экспериментальных полетах на ракете ВР-190, не увенчавшихся успехом.

Технические характеристики

В ходе реализации проекта ВР-190 можно было отметить практически все те же технические особенности строения, которые присущи современным космическим суднам. Именно в рамках этого проекта ученые и конструкторы смогли детально разработать метод посадки аппарата при помощи парашютов. Полагалось, что такое чудо техники заимеет мировую славу. Пожалуй, по этой причине ракету предполагалось назвать «Победой», как это было популярно в то время. Также, ракета могла быть названа в честь главных конструкторов — «Ракета Тихонравова—Чернышева». Но, сам Тихонравов решил назвать свой проект сокращением от высотной ракеты, которая способна подняться на 190 км – «ВР-190». В итоге ракету в очередной раз переименовали – теперь она называлась «Ракетный зонд». Начальство предписывало ей такую сферу деятельности, где попросту отрабатывалась бы парашютная система, предусматривающая спасение головных ракетных частей. Для того чтобы быть уверенными в возврате на землю экипажа ракеты, проектировщиками была предусмотрена возможность отсоединить герметичную кабину при помощи взрыва. Дабы спускаемая кабина не была подвержена кувырканию, ей придали форму фары. В дальнейшем ученые смогли применить эти знания при создании первых фарообразных пилотируемых суден. Ближе к земле кабина должна была спускаться при помощи парашютной системы. Разработчиками ракеты был предусмотрен также вариант мягкого приземления. Она была оснащена специальными ракетными двигателями, что позволяло сделать удар во время посадки не столь ощутимым.

След в истории

На сегодня очень редко звучит информация о каких-либо космических полетах, предшествующих путешествию Гагарина. Так, о ракете ВР-190 уже практически ничего не упоминается, поскольку все сведения о ней лишены каких-либо доказательств. Именно поэтому, полет Юрия Гагарина принято считать первым космическим рекордом. Известный российский историк В. Н. Галковский полагает, что именно ракета ВР-190 была первым в мире космическим кораблем, на борту которого были именно люди. Причиной такого умалчивания истории может быть тот факт, что полеты не увенчались успехом.

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.