Космический корабль Зонд

Космический корабль ЗондВ период с 1964 по 1970 год, Советский Союз осуществлял запуск в космические просторы особых аппаратов, серия которых получила название «Зонд ». Среди них было принято выделять две автономные обособленные категории. Первая представлена автоматическими межпланетными станциями. Их главным предназначением предполагалось проведение исследовательских работ на Марсе и Венере с любой точки на пролетной траектории. Для этого были созданы космические судна под названием «Зонд-1» и «Зонд-2». Помимо этого, был создан еще один аппарат, называвшийся «Зонд-3», который должен был осуществлять исследование Луны. Существовало также еще несколько кораблей, но, по причине их неудачных запусков, им не были присвоены имя «Зонд» и порядковые номера. Вторая категория представлена космическими судами 7К-Л1. По своей конструкции они были подобными серии пилотируемых кораблей «Союз», но при этом не имели орбитальный отсек. Они были созданы для того, чтобы в дальнейшем совершать пилотируемые полеты вокруг Луны, которые предусматривала советская пилотируемая лунная программа. В эту категорию входят аппараты серии «Зонд» с порядковым номером от 4 до 8. Здесь также имелись некие корабли, запуск которых не увенчался успехом, вследствие чего они так и оставались безымянными или же получали название «Космос».

Предназначение космических кораблей

Такие аппараты, как «Зонд-1», «Зонд-2» и «Зонд-3», были запущены, чтобы в большей мере изучить космическое пространство. Помимо этого, с их помощью отрабатывалась техника дальних полетов в космос автоматических межпланетных станций в проекте ЗМВ. Что касается аппаратов серии «Зонд» с порядковыми номерами от 4 до 8 и тех, которые получили название «Космос», то они занимались отработкой планов полета на Луну. При этом предусматривалось их возвращение на Землю после того, как был совершен баллистический облет ее естественного спутника. Они представляли собой беспилотный вид двухместных пилотируемых космических кораблей 7К-Л1. Предполагалось совершить первый пилотируемый запуск такого корабля до аналогичного полета американского аппарата, но его пришлось отменить из-за того, что корабль и ракета-носитель были еще недостаточно отработанными. В итоге было совершено несколько автоматических запусков беспилотников, но пилотируемые полеты по этой программе так и не были осуществлены.

Запуск аппаратов

В 1968 году был произведен запуск автоматической станции «Зонд-4», известной также под названием 7К-Л1 № 6. В рамках программы было предусмотрено осуществление полета по эллиптической орбите. При этом происходило максимальное удаление от Земли – до 300 тысяч километров. После этого корабль должен был вернуться на планету по той же траектории, где был предусмотрен управляемый спуск. В это же время работа всех бортовых программ должна максимально приближаться к условиям штатного облета Луны. На протяжении семи суток на корабле не было замечено сбоя в работе бортовых программ, поскольку корабль смог пролететь по траектории и успешно войти в атмосферу. По причине того, что система ориентации судна не была готова к спуску, то он совершался по баллистической траектории. В связи с тем, что посадка корабля совершалась не на территории СССР, судно подорвала система аварийного подрыва.

 

Устранение неполадок в корабле

В то время, когда бортовые системы работали, было отмечено некоторые существенные неполадки. Было очевидно, что в дальнейшем они нуждаются в доработке, чтобы быть использованными в создании подобных изделий. В первую очередь, было определено, что в работе звездного датчика 100К имелись сбои, причиной которых являлось то, что оптические поверхности были загрязнены. Для того чтобы исправить этот недочет, было принято решение установить на этом месте особую бленду, оснащенную специальной крышкой, которая сбрасывалась на активном участке. Процесс отработки этого звездного датчика тоже происходил весьма затруднительно. Это связано с тем, что на оптическую поверхность садился осадок от той бленды, которую там установили. Это, в свою очередь, создавало существенные проблемы в функционировании космических кораблей. Также, особое внимание следовало уделить нерасчетному раскрытию штанги, а также зонту антенны, особенность которой заключалась в остронаправленности.

Корабль под названием 7К-Л1 № 7 был запущен в космическое пространство в 1968 году. Но, его полет оказался аварийным и, вследствие неудачи, его необходимо было срочно возвращать на Землю. В этом помогли системы, отвечающие за аварийное спасение и приземление, которые смогли обеспечить судну нормальную посадку. Что касается другого средства под названием 7К-Л1 № 8, являвшегося комплексом с кораблем, то его так и не смогли отправить в летное испытание. Причиной тому был аварийный случай в головном блоке во время того, как корабль готовили еще на стартовой позиции. Из-за этой аварии погиб капитан корабля И.Д. Хридин. Как показали дальнейшие исследования, авария случилась из-за того, что в наземной кабельной сети системы, отвечающей за подержание избыточного давления, была ложная электрическая связь. По этой причине, имел место передув и разрушился бак окислителя блока Д. Вследствие такого происшествия, сам корабль застрял в земле, а бак с топливом отделился и упал неподалеку. В том случае, если бы была повреждена хотя бы одна жидкостная трубка, то в этой местности мог бы случиться взрыв, который мог стать причиной гибели более 150 тысяч человек. Но, к величайшему счастью, этого не произошло.

Действия по ликвидации этой ракеты проходили в кратчайшие сроки и очень аккуратно, поскольку любое лишнее движение могло спровоцировать взрыв. Под руководством министра С.А. Афанасьева проходили работы по спасению ракеты-носителя. Для начала необходимо было отсоединить головной блок – были разрезаны СБ и головной обтекатель, слито все топливо. Все работы, касающиеся снятия головного блока, проходили под строгим надзором главного конструктора В. П. Мишина. Сложности выполнению такого задания придавали особенности климатических условий — даже в тени температура могла достигать +45°С. Выполнение работ по спасению ракеты заняло, в общей сложности, две недели. Все рабочие группы, которые были организованы специально, ежедневно подвергали свои жизни большому риску. В конечном итоге, для оставшейся конструкции предполагалось создание специального бандажа, чтобы остатки ракеты могли быть изъяты из земли.

Основные положения

После такой ситуации, которая поставила на уши огромное количество людей, конструкторы космических кораблей поняли, как много значит любая мелочь в процессе работы всего судна. Данная ситуация могла закончиться трагически. После этого разработчики и сами испытатели уделяли значительную долю внимания проверке наземной кабельной сети, а также автономным испытаниям систем стартового комплекса.

Полет вокруг Луны

Впервые в мировой истории облететь вокруг Луны и успешно возвратиться на Землю, удалось кораблю «Зонд-5» или 7К-Л1 № 9 в 1968 году. Это судно совершило беспилотный полет, на борту присутствовали черепахи. Им удалось пробыть в космическом пространстве семь суток, после чего они удачно возвратились на земную поверхность. С борта данного устройства удалось сделать фотографию нашей планеты на расстоянии 85 тысяч километров от нее. Такой полет считался на то время одним из самых удачных.

Еще с сайта:

Комментарии к записи "Космический корабль Зонд"

Посмотреть последние комментарии
  1. «В том случае, если бы была повреждена хотя бы одна жидкостная трубка, то в этой местности мог бы случиться взрыв, который мог стать причиной гибели более 150 тысяч человек. » — в статье. А что же было в баке, если мощнее Хиросимской бомбы. Да и где ракета упала — в центре Караганды (если пускала из Ленинска)? Или весь понт для «Драматизации ситуации»?

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.