Космический гамма-телескоп NASA «Ферми» обнаружил гамма-лучи от взорвавшихся новых звезд

Взрыв V407 Cyg в представлении художникаВселенная является «домом» для множества высокоэнергетических объектов и поражающих своей красотой явлений, часть из которых способна генерировать немыслимые количества энергии. Профессор Университета штата Аризона Sumner Starrfield вместе с со своими коллегами использовал прибор Large Area Telescope (LAT), находящий на борту космического гамма-телескопа NASA «Ферми», чтобы обнаружить высокоэнергетические гамма-лучи (форма света самой высокой энергии), исходящие от взорвавшейся звезды. Это открытие опровергает давнюю идею о том, что взрывы классических новых звезд не достаточно мощные для того, чтобы произвести столь высокоэнергетическое излучение.

В марте 2010 года учёные, используя LAT, обнаружили гамма-лучи, исходящие от новой звезды V407 Cygni. Прибор Large Area Telescope (LAT), расположенный на борту «Ферми», который находится на околоземной орбите, проводит за секунду обзор порядка 20% неба. Этому прибору необходимо примерно 3 часа для получения полного обзора неба. «Ферми» — это самый чувствительный космический гамма-телескоп среди известных на сегодняшний день.

Новая звезда, которую в астрономической литературе принято называть просто «новая», характеризуется внезапными, молниеносными «скачками» яркости, в перерывах между которыми она является ничем не приметной звезды. Это происходит в результате выхода термоядерных взрывов из-под контроля. Это взрывы, как правило, происходят в бинарных системах на поверхности белого карлика и подпитываются массой от звезды-компаньона. Вспышка происходит, когда белый карлик взрывается в огромной термоядерной реакции. Энергия взрыва примерно в 100 тысяч раз превышает энергию, испускаемую Солнцем за год. В отличии от сверхновых звезд, такие взрывы новых не приводят к разрушению самой звезды.

Хотя новые звезды производят яркие оптические события, их ранее никогда не рассматривали в качестве потенциальных источников высокоэнергетических гамма-лучей, так как новые, по мнению учёных, не способны произвести достаточного количества энергии для того, чтобы ускорить частицы почти до скорости света. Немногие космические процессы способны ускорять частицы до энергий, необходимых для генерации гамма-лучей, которые в миллиарды раз более энергетичны, нежели лучи света видимого диапазона. Исследователи планировали увидеть рентгеновские лучи в образовавшихся волнах расширения газа.

Это открытие опровергает представление учёных о том, что взрывы новых звезд характеризуются недостаточной мощностью для излучения высокой энергии. В июне 2012 года с помощью LAT были обнаружены ещё две новых звезды: Nova Sco 2012 и Nova Mon 2012, которые подтвердили это.

Результаты проведенного исследования были опубликованы 1 августа в журнале «Science» астрофизиком Teddy Cheung из Naval Research Laboratory.

По словам Cheung, это открытие стало весьма неожиданным, ведь никто не подозревал, что новые звезды могут быть настолько мощными, чтобы испускать высокоэнергетические гамма-лучи. Из этого следует, что все новые звезды могут рассматриваться в качестве источников гамма-излучения.

Белая карликовая звезда V407 Cyg расположена в 9000 световых годах от Земли в плоскости нашей галактики Млечный Путь. Она является представителем редкого класса новых звёзд, известного как «симбиотические новые звезды». Звездой-компаньоном V407 Cyg является пульсирующая красная гигантская звезда, масса которой в 500 раз больше массы Солнца.