Учёные исследовали органические молекулы в пыльных атмосферах двух комет, сближавшихся с Солнцем в 2013 году

Примерное расположение кометы ISON в нашей Солнечной системе на момент наблюдений ALMAМеждународная команда учёных, используя AtacamaLargeMillimeter/submillimeterArray (ALMA), сделала невероятные трёхмерные снимки пыльных атмосфер, окружающих кометы ISON и Lemmon. Эти новые наблюдения позволяют учёным намного больше узнать о том, где и как именно кометы производят новые химические вещества, в том числе и органические соединения.

Кометы принято считать «хранителями» большинства самых древних материалов нашей Солнечной системы. Понимание их уникального химического состава может приблизить учёных к разгадке тайн, касающихся рождения нашей планеты и происхождения органических соединений, являющихся стандартными строительными блоками жизни. Данные ALMA, характеризующиеся высоким разрешением, приблизили учёных к пониманию специфики распределения молекул в пределах этих двух атмосфер, которые принято называть комами.

По словам руководителя группы исследователей MartinCordiner из CatholicUniversityofAmerica, который также является астрохимиком Goddard Space Flight Center, впервые учёные закартографировали «изначальный вид» важных молекул, способствующих пониманию природы кометы.

Трёхмерные снимки, полученные во время наблюдений посредством ALMA, были сделаны в результате комбинации двумерных изображений с высокой разрешающей способностью со спектрами, полученными от трёх важнейших органических молекул — цианистого водорода (HCN), который довольно часто называют синильной кислотой, водородного изоцианида (HNC) и формальдегида (H2CO). Эти спектры позволили идентифицировать не только существующие молекулы, но и их скорости, которые обеспечили трехмерность снимков, указывая на глубину кометных атмосфер.

Результаты проведённого исследования показали, что потоки газа HCN исходят от ядра кометы во всех направлениях практически равномерно, в то время как HNC скапливается в сгустки и джеты. Высокое разрешение ALMA позволило установить, что эти сгустки перемещаются хаотично по кометной коме. Эти специфические «узоры» подтверждают, что молекулы HNC и H2CO формируются в пределах комы, а HNC может формироваться за счет расщепления больших молекул или органической пыли.

По словам MichaelMumma, возглавляющего GoddardCenterforAstrobiology, понимание органической пыли важно потому, что такие материалы являются более стойкими к разрушению во время входа в атмосферу, а это позволяет предположить о их причастности к появлению жизни на ранней Земле.

Статья, опубликованная 11 августа 2014 года в журнале «Astrophysical Journal Letters», имеет важную практическую ценность ещё и потому, что кометы, такие как Lemmon и ISON характеризуются относительно низкой концентрацией таких важных молекул, в результате чего их трудно идентифицировать посредством телескопов наземного базирования.

Наблюдения за кометой ISON (официально известная как C / 2012 S1) посредством ALMA проводились с 15 по 17 ноября 2013 года, когда та пролетала в 75 млн километрах от Солнца, что эквивалентно половине расстояния между Землёй и Солнцем. Наблюдения за кометой Lemmon (официальное название C/2012 F6) проводились 1 и 2 июня 2013 года, когда комета находилась в 224 млн км от Солнца.

Источник: http://avufa.ru