Астрономы с помощью «Хаббла» обнаружили линзирующую галактику, расположенную в 9,6 млрд световых лет от Земли

Снимки космического телескопа «Хаббл», на которых изображена самая отдалённая от Земли «космическая линза»Космический телескоп NASA «Хаббл» обнаружил гигантскую галактику, характеризующуюся редким эффектом линзы, которая дает возможность астрономам увидеть объекты, расположенные в рекордных 9,6 млрд световых лет от Земли.

Обнаруженная «Хабблом» галактика является самой отдалённой космической «лупой», среди когда-либо идентифицируемых астрономами. Учёные, используя телескоп, совершенно неожиданно для себя обнаружили гигантскую, эллиптическую галактику, размеры которой настолько велики, что она создает эффекты линзы, позволяющий заглянуть на 9,6 млрд лет назад.

До этого открытия рекордсменом по отдалённости от Земли среди галактик этого типа считалась эллиптическая галактика, расположенная в 200 млн световых лет от нашей планеты. Эти «линзирующие» галактики настолько массивны, что их гравитация искажает, увеличивает и преломляем свет от объектов, расположенных позади них. Это явление в астрономических кругах принято называть «гравитационным линзированием».

Объект, расположенный позади обнаруженной космической «лупы», представлен крошеной спиральной галактикой, характеризующейся стремительной вспышкой процессов звездообразования. Свету от этой галактики необходимо 10,7 млрд световых лет, чтобы достичь Земли. Наблюдение за этим астрономическим объектом, расположенным на таком большом расстоянии от нашей планеты — это большая редкость.

Специфика расположения огромного количества столь отдалённых линзирующих галактик позволяет учёным понять, как молодые галактики в ранней Вселенной превратились в массивные, доминирующие над темной материей, объекты, которые астрономы видят сегодня. Несмотря на то, что темную материю невозможно увидеть, ею представлена большая часть вещества во Вселенной. По словам ведущего исследователя Kim-VyTranиз TexasA&MUniversityinCollegeStation, заглядывая на более чем 9 млрд лет назад, ни он ни его коллеги никак не ожидали обнаружить этот тип галактики. Он признается, что крайне сложно увидеть выравнивание между галактиками ранней Вселенной.

Это открытие, по мнению астрономов, позволит больше узнать о концентрации темной материи во Вселенной в далёком прошлом. Хотя обнаруженная эллиптическая галактика довольно большая, она не настолько массивна, так многие из известных на сегодняшний день галактик. В частности, масса Млечного Пути в 3 раза превосходит массу нововыявленной «галактики-линзы». Большая часть нашей галактики представлена темной материей, а вот процентное содержание этого невидимого вещества в обнаруженной галактике, по мнению учёных, намного ниже.

По словам Kim-VyTran, другие эллиптические галактики, которые расположены намного ближе к Земле, содержат больше темной материи, а также звезд, нежели эта сверхдалёкая линзирующая галактика.

Статья, посвящённая результатам данного открытия, была опубликована 10 июля 2014 года в журнале «Astrophysical Journal Letters».