Учёные Гавайского университета допускают, что борозды Цербера на Марсе представлены вовсе не окаменевшей лавой, а замерзшей грязью

Борозды ЦербераНекоторые из лавовых областей Марса могли быть фактически образованы массивными потоками грязи. К этому выводу пришли планетологи после более детального изучения борозд Цербера (Cerberus Fossae) — впадин Нагорья Элизий — второго по величине вулканического района на Марсе. Такие выводы учёных позволяют предположить, что эта древняя геологическая особенность никоем образом не связана с вулканической активностью.

Если это действительно так, то многие другие марсианские лавовые потоки должны быть повторно исследованы, утверждает Lionel Wilson из University of Hawai’i, который вместе с Peter Mouginis-Mark из Lancaster University представил результаты нового исследования в статье, опубликованной недавно в журнале «Icarus».

Используя модели и последние карты возвышений борозд Цербера, исследователи сконцентрировались на скорости и глубине текстур потока. Если бы это была лава, то поведение потока было бы подобно лаве на Земле, которой, как правило, характерна плоская, растрескавшаяся корка на вершине, указывающая на то, как она текла до момента охлаждения и затвердевания.

Была бы у потоков грязи столь плоская корка? Авторы исследований предполагают, что грязь, после того, как она вырвалась из недр Марса, устремилась вниз по склону, в отличии от любой сели на Земле. Теоретически, более низкое атмосферное давление Марса «вынудило» бы воду в грязевом потоке закипеть, но ввиду того, что атмосфера Красной планеты чрезвычайно холодная, грязь в верхней части потока была бы в прямом контакте с воздухом и в скором времени замерзла, образовав тем самым плоскую корку.

По словам Wilson, как бы это не странно звучало, но вода на Марсе может кипеть и замерзать одновременно.

Скорость и способ, посредством которого лава распространялась по Нагорью Элизий, также имеет очень важное значение. Исследователи полагают, что было очень мало турбулентности внутри потока, дабы создать особенности, которые астрономы видят сегодня.

Ключевой вопрос заключается в том, являются ли потоки с поверхностной текстурой, как у борозд Цербера, обнаруженные в других районах Марса, лавовыми? По словам Wilson, если оценки скорости потока и глубины верны, то любая лава, исходящая из этой глубины с такой скоростью, характеризовалась бы чрезвычайно низкой вязкостью.

Однако поверхностные текстуры борозд Цербера, в частности, те текстуры, которые сохранились при расколах потока и объединениях вокруг препятствий, позволяют предположить, что этот поток был чрезвычайно гладким, то есть ламинарным.

Как же можно получить ламинарный поток, характеризующийся низкой вязкостью? Wilson и Mouginis-Mark считают, что поток должен быть достаточно жидким, но при этом характеризоваться такой внутренней силой, которой бы хватало для того, чтобы подавлять турбулентность. Для грязевого потока, состоящего из огромного множества твёрдых частиц — это не проблема.

По словам Wilson, учёным не известно о существовании такого лавового потока на Земле, который бы характеризовался высокой внутренней силой и низкой вязкостью.

По словам планетолога Andrew Ryan из Arizona State University, аргументы Wilson и Mouginis-Mark весьма убедительны, однако нуждаются в более тщательных исследованиях. Ryan занимается изучением соседнего более крупного потока Athabasca Valles. Он признается, что сомневается в том, что Athabasca Valles — это грязевый поток, хотя наблюдается очень много сходств.

Маловероятно, что Athabasca Valles — это поток грязи, потому что было бы крайне проблематично объяснить источник его происхождения, отмечает Ryan.

Борозды Цербера, возможно, были выпущены из подземного резервуара, о чем свидетельствует уменьшение толщины в вершине потока.