Европейские учёные выяснили, как изотоп Бериллий-10 мог «проникнуть» в метеориты, найденные на Земле

Потоки звездного ветра, исходящие от протозвездыАстрономы, используя космическую обсерваторию ESA«Herschel» для исследования турбулентных начальных этапов эволюции звезды, похожей на Солнце, нашли доказательства мощнейших звездных ветров, которые могут помочь разгадать «метеоритную» тайну нашей Солнечной системы.

Абсолютно «спокойные» на первый взгляд звезды ночного неба в действительности представлены высокотемпературными «жарочными шкафами», которые приводятся в действие посредством бурным процессов — и наше Солнце, возраст которого составляет 4,5 млрд лет, не является исключением. Для того, чтобы взглянуть на первые годы существования звезд, астрономы собирают подсказки не только в Солнечной системе, но и далеко за её пределами, акцентируя внимание на молодых звездах нашей галактики Млечный Путь.

OMC2 FIR4 вблизи туманности ОрионаИспользуя «Herschel» для изучения химического состава звездообразующих областей, команда астрономов обнаружила один объект, который отличается от всего, что им приходилось видеть ранее.

Необычный объект, получивший название OMC2 FIR4, представлен скопление молодых звезд, находящихся в центре облака из пыли и газа, расположенного вблизи туманности Ориона.

По словам CeciliaCeccarelliиз InstitutedePlanétologieetd’AstrophysiquedeGrenobleво Франции, которая проводила исследования вместе с СarstenDominikиз UniversityofAmsterdamв Нидерландах, она и её коллега обнаружили, что пропорции двух химических веществ — в основу первого положен углерод и кислород, а в основу второго — азот — намного меньше в этом объекте, чем в любой другой известной протозвезде.

В чрезвычайно холодных условиях окружающей среды нарушение пропорций этих химических веществ могло возникнуть, но ни при относительно «высоких» температурах в минус 200 С, зафиксированных в области звёздообразования OMC2 FIR4.

По словам Ceccarelli, вероятно, причиной является мощный звездный ветер, состоящий из высокоэнергетических частиц, испускаемых по меньшей мере одной из молодых звезд этого протозвездного «кокона».

Самая распространённая молекула в облаках звездообразования — водород — может разрушаться за счет воздействия космических лучей, энергетические частицы которых пронизывают всю галактику. При этом ионы водорода объединяются другими элементами: углеродом, кислородом или азотом.

Обычно азотные соединения также достаточно быстро разрушаются, высвобождая ещё больше водорода для формирования соединений с углеродом и кислородом. Следует отметить, что самыми распространёнными в «звездных яслях» являются именно кислородные соединения.

С OMC2 FIR4 ситуация обстояла совершенно иначе — ветер из энергетических частиц разрушал обе разновидности химических веществ.

Астрономы полагают, что сильный ветер из высокоэнергетических частиц, был присущ и ранней Солнечной системе. Это открытие позволяет объяснить происхождение особого химического элемента, найденного во многих метеоритах.

Метеориты — это останки межпланетных обломков, которые выжили после «путешествия» через нашу Солнечную систему. По словам Dominik, некоторые элементы, обнаруженные в метеоритах, показывают, что эти горные породы в далёком прошлом содержали изотоп бериллия — это весьма необычно, так как непонятно, как он мог туда попасть.

Формирование изотопа Бериллий-10 во Вселенной — это одна из основных тайн не только Солнечной системы, но и всей Вселенной, которая носит название «метеоритная загадка». Дело в том, что этот изотоп бериллия не производится ни в «интерьере» звезд, ни при взрывах сверхновых звезд.

Бериллий -10 может сформироваться исключительно при столкновении очень энергетических частиц с более тяжёлыми элементами, такими как кислород. Однако ввиду того, что этот изотоп распадается достаточной быстро, он должен образоваться незадолго до проникновения в горную породу, которая потом оказывается на Земли в виде метеорита.

Для того, чтобы инициировать такие реакции и произвести необходимое количество бериллия, необходимо, чтобы от Солнца в его «юности» исходили мощные звездные ветра.

,