Возобновлены исследования Чесапикского ударного кратера, сформировавшего на восточном побережье Североамериканского континента в результате падения метеорита

Возобновлены исследования Чесапикского ударного кратераWylie Poag из Американской геологической службы возобновил исследования Чесапикского ударного кратера (Chesapeake Bay Crater), который формировался в Атлантическом океане в результате падения метеорита примерно 35 млн. лет назад в конце эоценовой эпохи. Воронка является наиболее хорошо сохранившимся морским ударным кратером на Земле, к тому же самым крупным на территории США. Именно в результате падения метеорита и образовался в последующем Чесапикский залив и прилегающие к нему районы. Исследователь Wylie Poag собрал международную команду специалистов, чтобы максимально детально исследовать особенности кратера и выявить последствия его падения.

13 лет назад Американская геологическая служба (USGS) пробурила воронку глубиной 823 метра в Langley Research Center, построенном недалеко от края ударного кратера. Это было необходимо для того, чтобы получить пробы подземного осадка и горных пород.
По данным Геологической службы США горные породы были представлены щебнем, огромными кусками глины, известняка и песка. Глубоко под землёй были обнаружены гранитные породы, содержавшие расплавленный кварц, что является подтверждение столкновения метеорита с нашей планетой.

Структура и геометрия кратера были определены путём сейсмического профилирования, выполненного Gerald Johnson – профессором геологии College of William and Mary. Согласно Johnson, космические обломки создали воронку примерно 90 км в диаметре и 2 км глубиной, что в два раза больше нежели штат Род-Айленд, а по глубине ничуть не уступает Большому каньону.

Карта Чесапикского ударного кратера

На Земле огромное количество различных воронок, которые показывают долгую историю крупных объектов, «встретившихся» с нашей планетой. В течении многих столетий учёные изучали ударные кратеры, которые формируют рельеф и оказывают влияние на будущее водо- и землепользование человечества.

Согласно Johnson, Чесапикский ударный кратер – самый большой из известных на территории США и шестой в мире.

Открытие гигантской воронки заставило учёных пересмотреть сценарий развития Приатлантической низменности. Исследования показали, что существует множество последствий столкновения, которые затрагивают жителей близлежащих территорий и сегодня. В частности, это оседание почвы, русл рек, разрушение прибрежных водоносных слоёв, нестабильность почвы и границ Чесапикского залива.

Dan Mazanek, специализирующийся на околоземных объектах, отмечает, что хотя ударная воронка и исследуется далеко не первый год, в отношении её по-прежнему остаются десятки вопросов, ответы на которые учёным ещё предстоит найти. В частности, бытует множество предположений о том, что «виновником» возникновения кратера стал вовсе не метеорит, а астероид, комета или даже фрагмент околоземной объект, которому также приписывают Toms Canyon в Нью-Джерси, Popigai crater в Сибири.

Пытаясь идти в ногу с научно-исследовательскими Mazánek акцентирует внимание на потенциальных угрозах для Земли из космического агентства. Он отмечает, что есть более 10107 обнаруженных астероидов, а небесных тел, которые представляют потенциальную опасность для Земли, в сотни тысяч раз больше

В частности Mazanek сослался на недавний случай падения метеорита в Челябинске, который принёс миллионные убытки. Тот метеорит был примерно 17 метров диаметре, когда взорвался на высоте порядка 23 км.

Mazanek говорит, что существует угроза и в системе Земля-Луна. Ежедневно сотни маленьких космических объектов сгорают в атмосфере Земли. Большие же объекты, диаметром 30 метров и более, как правило находятся в пределах нескольких лунных расстояний. Некоторые объекты являются чёрными, как уголь, другие – наоборот – былые, как мел. В любом случае, мы видим, что космическое пространство настолько непредсказуемое, что даже учитывая значительный технический и научный прогресс предусмотреть опасность из космоса не всегда представляется возможным.