Учёные обнаружили на Марсе «останки» древнего супервулкана

Супервулкан Eden PateraСтарший научный сотрудник Planetary Science Institute Joseph R. Michalski в рамках своей научно-исследовательской работы идентифицировал на поверхности Марса признаки супервулкана. Геологические образования такого вида впервые были обнаружены планетологами на Красной планете.

В статье, опубликованной 3 октября в журнале «Nature», Joseph R. Michalski и его коллега вулканолог Jacob E. Bleacher из NASA Goddard Space Flight Center описали новый тип вулканического образования на Марсе.

Анализируемый вулкан, представляет собой большой круглый кратер, расположенный в восточном полушарии Марса, который ранее был классифицирован как ударный. Исследователи предполагают, что воронка в действительности является последствием взрыва и извержения древнего супервулкана. Их предположения основаны на снимках и топографических данных орбитального аппарата NASA «Mars Odyssey», исследовательской станции «Mars Global Surveyor» и межпланетной станции «Mars Reconnaissance Orbiter», а также космического аппарата ESA «Mars Express».

В журнале «Nature» Michalski и Bleacher описывают, что кратер, названный Eden Patera, в действительно является кальдерой – огромной воронкой, образовавшейся в результате взрыва супервулкана – особого геологического образования, сила взрыва которого в десятки раз превосходит извержения самых активных вулканов Земли. Изначально учёные предположили, что найденная ими воронка, ввиду своей формы, является метеоритным кратером-патера, но детальное изучение близлежащих пород и разломов опровергло эту теорию, поскольку планетологом были найдены многочисленные следы пепла.

По словам Joseph R. Michalski, марсианские «молодые» вулканы характеризуются рядом отличительных признаков, которые и позволяют учёным идентифицировать эти геологические образования. Планетолог отмечает, что учёные уже давно задумывались над тем, как должны выглядеть древние вулканы на Марсе?

Исследователи предполагают, что магма, насыщенная растворённым газом, поднималась к поверхности намного быстрее ввиду того, что кора супервулкана была намного тоньше.

По словам Bleacher, этот тип вулкана извергал намного больше пепла и прочих материалов, нежели типичные, более «молодые» марсианские вулканы. Если бы извержения подобного рода геологических образований происходили на Земле сегодня, то пепел и обломки горных пород насыщали атмосферу и удерживалась в ней длительное время, что в свою очередь изменило бы глобальную температуру планеты ни на одно десятилетие.

После извержения, почва в окрестностях супервулкана существенно проседает. Извержения, подобные взрывам супервулкана, произошли в прошлые века там, где сейчас находится Национальный парк Йеллоустон (США), озеро Тоба (остров Суматра, Индонезия), озеро Таупо (остров Северный, Новая Зеландия).

Вулканы, расположенные на возвышенности Arabia Terra (восточное полушарие Марса), среди которых и Eden Patera, ранее не были идентифицированы учёными. Исследователям было лишь известно, что эта местность Красной планеты весьма «избита» и характеризуется огромным количеством ударных кратеров. Michalski провёл более детальное исследование и заметил, что некоторые воронки не имеют характерных для ударных кратеров «окантовок» — краёв. Также планетолог не мог выявить следы извержения –расплавленные горные породы.

Отсутствие таких характерных особенностей, вынудило Michalski предположить, что вулканическая активность происходила очень давно. Исследователь связался со своим коллегой вулканологом Bleacher, который и помог ему в последующем детальном анализе Eden Patera. Учёные идентифицировали ряд отличительных признаков, в частности характерные «кольца» на горных породах, образующиеся после того, как озеро магмы медленно истощается. Более того, марсианская поверхность вокруг кратеров существенно разрушена и во многих местах просела. Эти и другие вулканические особенности, дали учёным все основания предположить, что Eden Patera – это «останки» древнего марсианского супервулкана.

Команда исследователей обнаружила ещё несколько кратеров поблизости Eden Patera, котореы также являются претендентами на звание «супервулкана». Это позволило учёным предположить, что на Arabia Terra были созданы благоприятные условия для формирования таких геологических образований.

Если последующие исследования подтвердят предположения учёных, то такое открытие полностью изменит преставление исследователей о том, как формировались осадочные породы Марса, его атмосфера и насколько Красная планета была пригодна для зарождения жизни.