Астрономы обнаружили две новые экзопланеты, вращающиеся вокруг древней звезды, расположенной «по соседству» с Землёй

Звезда Каптейна и её планетыМеждународная команда астрономов, в которую также входили пять учёных из Обсерватории Карнеги, сообщает об открытии двух новых экзопланет, вращающихся вокруг очень старой звезды, расположенной недалеко от нашего Солнца. Одна из этих планет вращается вокруг своей родительской звезды на таком расстоянии, что можно предположить о наличии на её поверхности жидкой воды — ключевого компонента для поддержания жизни. Иными словами, одна из двух экзопланет находится в зоне обитаемости звезды.

Результаты проведённых учёными исследований были представлены в статье, недавно опубликованной Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Звезда Каптейна, названая в честь голландского астронома Якобуса Корнелиуса Каптейна, обнаружившего её в конце 19-го столетия, является второй самой быстрой звездой на небе и относится к галактическому гало — группе звезд, движущихся вокруг нашей галактики по эллиптически вытянутым орбитам. Этот красный субкарлик, масса которого равна 1/3 массе Солнца, можно увидеть с помощью любого любительского телескопа в созвездии южного полушария неба Живописец.

Астрономы Pamela Arriagada, Paul Butler, Steve Shectman, Jeff Crane и Ian Thompson использовали новые данные спектрометра HARPS, установленного в Обсерватории Ла-Силья, принадлежащей Европейской южной обсерватории, прибора Planet Finding Spectrometer, расположенного на Magellan/Las Campanas Observatory в Чили, спектрометра HIRES, который находится в Keck Observatory на Гавайях, дабы измерить крошечные периодические изменения движения звезды. Доплеровский эффект позволил идентифицировать некоторые свойства этих планет, включая их массы и орбитальные периоды.

По словам Jeff Crane из Обсерватории Карнеги, то, что учёным удалось точно измерить столь тонкие эффекты, является настоящим технологическим чудом.

Ведущий автор исследований Guillem Anglada-Escude, который в настоящее время преподает в Queen Mary University of London, признается, что он и его коллеги абсолютно не ожидали найти вокруг звезды Каптейна планеты.

На экзопланете под названием Kapteyn b теоретически могла бы существовать вода. Масса этой планеты примерно в 5 раз больше массы Земли, а орбитальный период составляет 48 дней. Из это следует, что планета достаточно теплая для того, чтобы на её поверхности вода могла находиться в жидком состоянии. Вторая экзопланета — Kapteyn с — массивнее даже «суперземли». Она совершает полный оборот вокруг своей родительской звезды за 121 день. Астрономы полагают, что эта экзопланета слишком холодная для того, чтобы вода на её поверхности пребывала в жидком состоянии. Астрономам на сегодняшний день известно лишь о нескольких свойствах планеты: приблизительной массе, орбитальных периодах и расстоянии до их родительской звезды. Измерения их атмосферы, посредством приборов, которые в настоящее время находятся на этапе разработки, позволили бы учёным подтвердить или опровергнуть предположения о наличии воды на поверхности.

По словам второго автора исследований Pamela Arriagada из Обсерватории Карнеги, обнаружение стабильной планетарной системы с потенциально обитаемой планетой, вращающейся вокруг одной из самых близких к Солнечной системе звезд, просто не укладывается в головах астрономов.

Это ещё одно доказательство утверждения, согласно которого вокруг почти всех звёзд вращаются планеты, и, что потенциально обитаемые планеты в Млечном Пути встречаются так же часто, как песок на пляже, отмечает Arriagada.

Планетарные системы, обнаруженные в рамках миссии NASA «Кеплер», как правило, находятся в сотнях световых лет от Земли. Звезда Каптейна — это 25-я самая близкая звезда к Солнцу. Она расположена всего в 13 световых годах от Земли. Это открытие особенно из-за специфической истории звезды. Дело в том, что звезда Каптейна, по мнению некоторых исследователей, родилась в карликовой галактике, которую давно поглотил Млечный Путь. В результате этого галактического «каннибализма» звезда стала частью гало Млечного Пути.

Вероятно, остатком ядра первоначальной карликовой галактики является Omega Centauri — загадочная группа звезд, расположенная в 16000 световых лет от Земли. Это позволяет предположить, что возраст звезды Каптейна и её планет составляет 11,54 млрд лет, что в 2,5 раза больше возраста Земли, и «только» на 2 млрд лет «моложе» Вселенной.