Учёные придумали новый способ определения возраста звезд, в основу которого положен анализ их акустических колебаний

Градация звёзд кластера Рождественская Елка по возрастуОпределение возраста звезд уже давно является проблемой для астрономов. В рамках экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале «Science», исследователи из KU Leuven’s Institute for Astronomy показали, что «детские» звезды отличаются от «подростковых» излучаемыми акустическими волнами.

Звезды «рождаются», как правило, в кластерах. Они образуются в молекулярных облаках, состоящих из газа и пыли. В процессе эволюции от «ребёнка» к «подростку», гравитационное воздействие вынуждает звезду уплотняться, в результате чего она уменьшается в размерах и становится более горячей. Тем не менее, для того, чтобы в её ядре начались процессы горения водорода, необходимы определённые температурные условия. Как только в ядре звезды активизируются процессы ядерного синтеза, она переходит из категории «подросток» в категорию «взрослой, полноценной звезды». Это этап эволюции длится, по мнению учёных, очень долго.

Определить возраст молодой звезды совсем не просто. Информация о молекулярном облаке, в котором происходит формирование звезды, даёт смутное представление о её возрасте. Тем не менее исследователи придумали способ определения возраста звезды, в основу которого положено измерение их акустических колебаний посредством ультразвуковой технологии, аналогичной той, что используется в медицине.

Акустические колебания — звуковые волны — производятся за счет радиационного давления внутри звезд. KonstanzeZwintzиз KULeuven’sInstituteforAstronomyи её коллеги изучили колебания 34-х звезд в возрасте до 10 млн лет, масса которых в 2-4 раза больше массы нашего Солнца.

По словам Zwintz, полученные данные показали, что самые молодые звезды «вибрируют» медленнее, в то время как звезды, приближающиеся к фазе «зрелости», вибрируют быстрее. Масса звезды также играет важную роль в её развитии: звезды с меньшей массой развиваются медленнее, а более массивные звезды, наоборот, быстрее.

Следует отметить, что физики-теоретики давно предполагали о том, что акустические волны различных по возрасту звезд должны отличаться. Исследование, проведённое Zwintz и её коллегами, является первым, в ходе которого были подтверждены эти предположения, причем для этого использовались конкретные данные.

По словам Zwintz, теперь есть модель, которая позволит более точно определять возраст звезд. Учёные, благодаря модели, смогут градировать молодые звезды в зависимости от фаз жизненного цикла.

Учёные в ходе исследования изучали туманность, известную как кластер Рождественская Ёлка. Используемые ими данные были получены канадским спутником «MOST», европейским космическим аппаратом «CoRoT», а также телескопами Европейской Южной Обсерватории в Чили.