Данные европейского телескопа «Планк», положенные в основу карты реликтового излучения Вселенной, обработаны новым способом

Карта реликтового излучения ВселеннойВ прошлом году учёные, используя данные космической обсерватории ESA «Планк», создали самую детализированную карту космического микроволнового фонового излучения — электромагнитного излучения, образовавшегося во время Большого Взрыва. Однако созданная карта содержит некоторые особенности, которые противоречат стандартной космологической модели — теории, описывающей Вселенную с момента её образования. На чьей стороне истина? Как передает сайт новостей в Мелитополе, международная команда исследователей, в которую вошли учёные из EPFL (Швейцария) и CEA (Франция), продемонстрировала, что некоторые из этих спорных структур исчезли с карты, как только данные, собранные телескопом «Планк», были обработаны с применением новой технологии, учитывающей ряд эффектов, в частности, движение нашей галактики Млечный Путь. Результаты проведенного исследования были представлены в статье, опубликованной 4 августа 2014 года в журнале «Journal of Cosmology and Astroparticle Physics».

Органы зрения человека способны видеть то, что в научных кругах принято называть «видимым светом». Тем не менее, есть виды света, которые человеку не дано увидеть — ультрафиолет и микроволновое излучение. Оказывается, что слабое свечение микроволнового излучения заполняет межзвездное пространство. Откуда тогда исходит это излучение?

Согласно нынешнему представлению о Большом Взрыве, это свечение микроволнового излучения — света, исходящего от Вселенной, когда той было не более 380 тысяч лет. До этого Вселенная была непрозрачной, так как свет был пойман в «ловушку» горячей плазмой. Но по мере того расширения и охлаждения Вселенной, электроны и протоны объединялись, образуя устойчивые атомы, позволяя свету свободно распространятся в космическом пространстве.

Этот свет проделал долгий и сложный путь прежде чем достичь нас в форме микроволнового излучения. Небольшие изменения в этом фоновом излучении указывают на «семена» нынешних структур Вселенной, в частности, планет, планетарных систем, галактик и их скоплений.

ESA запустило космический телескоп «Планк» для отображения реликтового излучении в беспрецедентных деталях. Учёные проанализировали информацию, полученную телескопом, убрав из неё свет, исходящий от звезд и галактик. В последующем вся информация была объединена в единое целое, что позволило создать самую детальную карту микроволнового излучения космического происхождения — микроволновой автопортрет ранней Вселенной.

В большей степени новая карта не противоречит действующей теории Большого Взрыва, тем не менее, на ней отображены структуры, названные учёными «аномалиями». Примером такой аномалии является «холодное пятно». На карте «Планка» эта область Вселенной характеризуется более низкой температурой. Разница составляет порядка нескольких десятков миллионных градуса, что на первый взгляд может показаться несущественным, однако, этого более чем достаточно, чтобы карта противоречила теории.

Исследование, проводимое европейскими учёными во главе с космологом Anaïs Rassat из EPFL, показало, что после того как данные «Планка» были обработаны по иной технологии, некоторые аномалии на карте «испарились».

По словам Rassat, используя новый метод для того, чтобы разграничить свет и фоновое излучение, удалось установить, что «холодное пятно» с карты исчезло. При этом, некоторые аномалии осталась на своих прежних местах. Ученые считают, что проведенное ими исследование – лишь первый шаг в этом направлении. Они намерены подобным образом проанализировать каждую из обнаруженных аномалий и объяснить их происхождение.