Исследование аэрозолей, проводимое учёными из JPL, позволило усовершенствовать климатические модели Земли

Снимок Земли, полученный спутником «GOES-15» 26 июля 2014 годаИз всех факторов, оказывающих влияние на изменение климата Земли, воздействие аэрозолей — крошечных частиц, содержащихся в атмосфере нашей планеты — менее всего понятно климатологам. Аэрозоли рассеивают и поглощают поступающий солнечный свет, влияя на механизм формирования и свойства облаков. Среди всех типов облаков, низкоуровневые облачные массы, которые «нависают» над 1/3 поверхности океана, имеют наибольшее влияние на альбедо (отражающую способность) поверхности Земли, отражая солнечную энергию обратно в космос, способствуя тем самым охлаждению нашей планеты.

Новый, всесторонний, глобальный анализ спутниковых данных, который проводился командой исследователей во главе с Yi-Chun Chen из Лаборатории реактивного движения, в которую также входили специалисты из Калифорнийского технологического института, продемонстрировал как изменения концентраций аэрозолей в атмосфере сказываются на теплых облаках над океаном.

Результаты проведенного исследования были опубликованы 3 августа 2014 года в журнале «NatureGeoscience».

Изменения концентраций аэрозолей приводят к двум основным последствиям — они проводят к изменению количества облаков в атмосфере, а также изменению их свойств. Водяной пар, оседая на аэрозольных частицах, образует капельки или ледяные частички облака. Таким образом, чем больше облако, тем больше аэрозолей содержится в нём. Что касается свойств таких облаков, то увеличение концентрации аэрозолей может привести к увеличению или уменьшению жидкой воды в них, в зависимости от того, дождевые эти облака или нет, а также в зависимости от уровня влажности в верхней тропосфере и стабильности атмосферы. Команда проанализировала 7,3 млн данных, собранных многочисленными космическими аппаратами, входящими в состав международного спутникового созвездия Afternoon Constellation (A-Train) с августа 2006 года по апрель 2011 года, чтобы обеспечить реальную оценку обоих эффектов.

Исследователи установили, что каждый эффект имеет примерно одинаковое воздействие, то есть изменяя количество облаков и их внутренние свойств, они вносят примерно одинаковый вклад в «охлаждение» нашей планеты. Кроме того, они установили, что общее воздействие от влияния аэрозолей в этом типе облаков почти в 2 раза больше тех показателей, что приведены в последнем отчете Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата.

По словам John Seinfeld, профессора химической инженерии из Калифорнийского технологического университета, полученные результаты указывают на то, что процессы, протекающие в теплых облаках над океанами, должны быть включены в климатические модели, предусматривающие изменение концентраций аэрозолей.

Исследование проводилось при финансовой поддержке NASA и Управления военно-морских исследований.

NASA следит за жизненно важными для Земли показателями посредством огромного «флота» спутников, многочисленных бортовых и полевых кампаний, а также средств наземного базирования. Американское космическое агентство разрабатывает новые способы наблюдений за природными системами Земли, основываясь на данных долгосрочных наблюдений и результатах компьютерного моделирования. Подобного рода наблюдения крайне важны, так как они позволяют следить за тем, как изменяется наша планета. NASA делится этими уникальными знаниями с мировым научным сообществом, сотрудничая со многими научными учреждениями не только США, но и всего мира, которые заинтересованы в понимании и защите Земли.