Астрономы NASA в разгадке природы черных дыр возлагают на космическую обсерваторию NuSTAR большие надежды

Оптический снимок скопления галактик, сделанный Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR)Космическая обсерватория NASA NuSTAR (Nuclear Spectroscopic Telescope Array), «охотящаяся» за черными дырами, уже имеет на своём счету 10 супермассивных черных дыр. Аппарат NuSTAR, фокальная длина которого достигает 10 метров за счёт специальной «мачты», является первым в мире телескопом, способным работать в условиях жёсткого рентгеновского диапазона.

Новые «находки» космической обсерватории, запущенной в июне прошлого года, являются первыми из сотен, которые астрономы и исследователи планируют обнаружить за последующие 2 года. Черные дыры – это гигантские пространственно-временные структуры, окружённые массивными газовыми дисками, которые, как правило, находятся в центральных балджах наиболее отдалённых галактик, удалённых на расстояние 0,3-11,4 млрд. световых лет от Земли.

Как объясняет David Alexander, член команды NuSTAR, исследователи обнаружили чёрные дыры абсолютно случайно. Изначально астрономы рассматривали известные небесные объекты и выявили, что на заднем фоне одного из изображений отчетливо различима чёрная дыра.

Воодушевлённые такой «находкой», исследователи команды NuSTAR пересмотрели сотни изображений, полученных телескопом, дабы обнаружить черные дыры, которые ранее вполне вероятно попросту были не замечены.

Как только было идентифицировано 10 черных дыр, исследователи приступили к сравнению со снимками, полученными рентгеновской обсерваторией НАСА Chandra и спутником ESA XMM-Newton, которые видят более низкую энергию рентгеновского излучения. Учёные выявили, что эти объекты были обнаружены и ранее, только в наблюдениях NuSTAR черные дыры имеют более четкую выделенную структуру.

Комбинируя наблюдения, полученные через диапазон рентгеновского спектра, астрономы надеятся разгадать тайны черных дыр. В частности, хоть немного приблизится к ответу: как много таких таинственных временно-пространственных областей в нашей Вселенной?

Alexander отметил, что учёные с каждым днём становятся на шаг ближе к разгадке тайны, которая терзает астрономов с 1962 года. Тогда исследователи обнаружили диффузное рентгеновское свечение на небе, но на тот момент что-либо сказать о его происхождении не представлялось возможным. Это теперь известно, что отдельные супермассивные черные дыры – являются источником такого излучения. По словам учёного, астрономия нуждается в NuSTAR, поскольку есть большой шанс, что именно эта космическая обсерватория поможет понять природу загадочных черных дыр.

Диффузное рентгеновское свечение, называемое рентгеновским фоном, достигает своего максимума в высокоэнергетических частотах, для работы в которых NuSTAR собственно и разработан. Космическая обсерватория может обнаружить наиболее скрытые супермассивные чёрные дыры, расположенные за толстыми газовыми облаками.

Fiona Harrison из California Institute of Technology, которая является научным руководителем NuSTAR отмечает, что рентгеновские лучи высокой энергии могут проникать сквозь массивные скопления пыли и газ, окружающие активные черные дыры.

Данные космических аппаратов НАСА WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer) и Spitzer также обеспечивают учёных информацией о массе галактик, в которых «обосновались» черные дыры.

Daniel Stern, координатор проекта NuSTAR из Jet Propulsion Laboratory утверждает, что полученные его командой результаты показывают, что более отдалённые супермассивные черные дыры, как правило, сосредоточены в больших галактиках. По словам учёного в этом открытие нет ничего удивительного, ибо формирование черных дыр происходило в период, когда Вселенная была значительно моложе и процессы слияния и роста галактик носили более активный характер.

Астрономы убеждены, что последующие наблюдения NuSTAR позволят приоткрыть завесу тайны близких и дальних черных дыр. К тому же помимо «охоты» за черными дырами, космическая обсерватория ищет прочие высокоэнергетические объекты в пределах галактики Млечный Путь.

, ,