В 2016 году Китай намерен запустить спутник для мониторинга и предупреждения землетрясений

Разрушительные последствия землетрясенийПервый китайский испытательный спутник для обнаружения электромагнитных аномалий из космоса планируется запустить в 2016 году, что позволит усовершенствовать сети мониторинга землетрясений в стране и вывести сейсмологическую науку на качественно новый уровень.

По словам организатора спутникового проекта Yuan Shigeng, космический аппарат, который планируется вывести на полярную орбиту, будет оснащён восемью инструментами полезной нагрузки, в частности, магнитометром для поиска нефтяных месторождений, датчиками электрического поля, устройствами обнаружения энергетических частиц, разработанными инженерами из Китая и Италии, а также прибором Langmiur и анализатором плазмы.

Планируется, что спутник будет собирать и передавать данные посредством электромагнитных сигналов в ионосфере Земли на высоте порядка 507 км.

Сообщается, что срок эксплуатации разрабатываемого спутника рассчитан на 5 лет. Организаторы проекта надеются, что за это время космический аппарат обеспечит китайских учёных данными в области контроля землетрясений, наук о Земле и космических исследований.

Основным «клиентом» спутника станет Управление сейсмологии КНР (China Earthquake Administration). По словам Shen Xuhui из CEA, специализирующегося на землетрясениях, особенности обнаружения спутника предусматривают крупномасштабные, весьма динамичные, всепогодные возможности, которые будут чрезвычайно важны для действующей сети мониторинга Земли.

Учёные надеются, что любой существенный прорыв в исследованиях поможет им намного лучше исследовать специфику землетрясений, а это в свою очередь позволит сохранить сотни жизней.

По словам Shen Xuhui, посредством полученных данных, он и его коллеги из CEA, попытаются понять, какие природные «предупреждения», помимо изменений в электромагнитных сигналах, могут указывать на приближающееся землетрясение.

Китай в прошлом году испытал 43 землетрясения силой в 5 баллов, в два раза превзойдя ежегодные показатели за последние три десятилетия, которые унесли тысячи жизней.

Землетрясение представляет собой внезапное высвобождение энергии, обусловленное скольжением земной коры вдоль линий разломов, что приводит к изменениям в флуоресцентных, инфракрасных и магнитных сигналах. Следует отметить, что изменения в сигналах наблюдаются задолго до самого землетрясения.

К реализации проекта Китай приступил в 2003 году. Испытательный спутник в настоящее время находится на этапе предварительного проектирования. Shen Xuhui был задействован в проекте с самого начала.

По словам Xuhui, среди множества сигналов, которыми природа предупреждает о возникновении землетрясения, было принято решение остановиться на магнитных, потому, что Китай технически и экономических готов к проведению таких исследований. Roberto Battiston из University of Trento (Италия) считает, что изучение магнитных и электрических полей — это мудрый выбор для наук о землетрясениях.

За последние 30 лет различные исследования продемонстрировали связь между сейсмической активностью и «осаждением» энергетических электронов, пойманных в ловушку радиационными поясами Ван Аллена, отмечает Battiston. Исследования позволили сделать вывод, что сильная сейсмическая активность часто вызывает электромагнитные аномалии в атмосфере Земли, её ионосфере и магнитосфере, позволяя контролировать и прогнозировать землетрясения.

По словам Battiston, сотрудничество между Китаем и Италией «чрезвычайно эффективно», и он с нетерпением ждёт первых данных от электромагнитного спутника Китая.

Китайские сейсмологи сотрудничали и с другими странами, в том числе с Францией, Россией и Украиной, которые добились значимых успехов в сеймо-электромагнитных исследованиях.

Землетрясения — это глобальное явление, и развитие методов, направленных на смягчение их разрушительных эффектов, во многом зависит от эффективности международного сотрудничества.

После запуска спутника, запланированного на 2016 год, Китай присоединится к группе стран, обладающих собственными спутниками мониторинга землетрясений, что позволит расширить международное сотрудничество в этой области.

Dimitar Ouzounov из Chapman University (штат Калифорния), который довольно высоко оценил проект, отмечает, что запуск испытательного спутника обеспечит прекрасную возможность для продвижения интегрированной системы наземно-космического мониторинга землетрясений Китая.

По его словам, спутниковая миссия Китая может стать координационным центром для будущего международного сотрудничества среди многих учёных в области космической физики, электромагнитных наблюдении, разработки спутниковых методик для мониторинга и предупреждения землетрясений.