Вблизи Большой Медведицы найдена «горячая точка», генерирующая самые мощные во Вселенной космические лучи

Созвездие Большая МедведицаСотрудники обсерватории, функционирующей при Utah State University, обнаружили вблизи созвездия северного полушария неба Большая Медведица «горячую точку», от которой исходит аномально большое количество высокоэнергетических космических лучей. Это открытие является ещё одним шагом в обнаружении таинственных источников самых энергетических частиц во Вселенной.

По мнению большинства физиков, за создание высокоэнергетических космических лучей ответственны активные галактические ядра, в которых сверхмассивные черные дыры поглощают окружающий их материал. При этом по другую сторону от сверхмассивной черной дыры исходит джет. В астрономии такие объекты известны как «блазары» По другой из версий, космические лучи высоких энергий генерируются сверхновыми звездами, которые испускают потоки гамма-лучей с определённой периодичностью.

Источниками космических лучей более низкой энергии могут выступать Солнце и прочие звезды. Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий, учёные ломают голову над источником самых энергетических космических лучей во Вселенной.

В исследование было вовлечено 125 учёных Utah State University, а также 94 физика из Tokyo University и 28 исследователей из научных учреждений Южной Кореи, Бельгии, США, России и Японии.

В рамках исследования использовался специальный телескоп, который позволил рассмотреть источник космических лучей высоких энергий. Наблюдения за этими космическими лучами проводились с 11 мая 2008 года по 4 мая 2013 года. За почти пять лет наблюдении исследователям удалось обнаружить всего 72 таких высокоэнергетических луча. Примечательно, что 22% из них исходили из активной области вблизи Большой Медведицы. Это «горячее пятно» расположено в юго-западной части созвездия, напоминающего ковш с ручкой. Вероятность того, что этот участок является лишь статистической случайностью, крайне мала — всего 0,014%.