Учёные полагают, что основным источником галактической пыли являются сверхновые звезды

Сверхновая 1987A в представлении художникаДля галактик довольно часто характерна высокая концентрация пыли, главным источником которой, по мнению некоторых учёных, могли быть сверхновые звезды, особенно в ранней Вселенной.

Доказано, что сверхновые звезды являются довольно «пыльными» астрономическими объектами, однако испускаемый ими слой пыли довольно тонкий, поэтому вряд ли им можно приписывать столь массивные облака пыли, обнаруженные в молодых далёких галактиках.

Не так давно телескопом Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), впервые за всю историю астрономических наблюдений, были получены снимки, зафиксировавшие как останки сверхновой звезды наполняются недавно сформировавшейся пылью. Этот процесс может частично объяснить, как галактики приобретают свою пыльную, темную «внешность».

По словам Remy Indebetouw, астронома из National Radio Astronomy Observatory (NRAO), который преподает в University of Virginia, он и его коллеги обнаружили довольно широкое пылевое скопление внушительной массы, сконцентрированное в центральной части района извержения сравнительно молодой сверхновой звезды. Учёный отмечает, что впервые астрономам удалось однозначно установить, где именно сформировалась пыль, что крайне важно для понимания эволюции галактик.

О результатах исследования было объявлено на январской встрече Американского астрономического общества. Статья о ходе и достижениях исследования также будет опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Международная команда астрономов использовала телескоп ALMA для наблюдения пылающих останков сверхновой звезды 1987A, которая находится в Большом Магеллановом Облаке в пределах карликовой галактики, выходящей на орбиту Млечного Пути примерно в 168 тысячах световых лет от Земли. Свет от этой сверхновой звезды достиг Земли в 1987 году.

Астрономы полагают, что газ, охлаждаясь после взрыва, формирует большие облака пыли, образовывая атомы кислорода, углерода и кремния, которые соединяются вместе в самых холодных центральных районах остатков сверхновых. Однако более ранние наблюдения за 1987А посредством инфракрасных телескопов, проводимые в течении первых 500 дней после взрыва, показали весьма незначительные скопления горячей пыли.

Благодаря беспрецедентному разрешению и чувствительности ALMA, исследовательская группа смогла зафиксировать более масштабные скопления холодной пыли, которая светится в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне. Астрономы оценивают, что остаток сверхновой звезды содержит пилы, по массе эквивалентной примерно 25% массы Солнца. Учёные также обнаружили, что в останках сверхновой сформировалось значительное количество окиси углекислого газа и монооксида кремния.

Следует отметить, что сверхновые могут как создавать, так и разрушать частицы пыли. Когда ударная волна от первоначального взрыва пронизывает космическое пространство, то образуются яркие святящиеся кольца материала, неоднократно зафиксированные космическим телескопом «Хаббл». Часть пыли из них высвобождается в межзвездное пространство.

По словам Mikako Matsuura из University College London, ранние галактики невероятно пыльные и эта пыль играет не последнюю роль в их развитии. Он также отметил, что астрономам на сегодняшний день известно несколько способов формирования пылевых скоплений, но преимущественное их большинство связано со сверхновыми звёздам. Mikako Matsuura признается, что наконец у астрономов есть неопровержимые доказательства, подтверждающие эту теорию.