Учёные полагают, что если на спутниках внешних планет Солнечной системы будет найдена жизнь, то литопанспермия станет основной гипотезой её появления

Спутник Юпитера ЕвропаЖизнь с Земли или Марса могла быть занесена на спутники Юпитера или Сатурна на горных породах, оторвавшихся от планет. К такому мнению недавно пришли учёные.

Результаты исследования предполагают, что если учёным когда-либо удастся обнаружить признаки жизни на таких спутниках, то им, вероятно всего, придётся рассматривать возможность того, что она прибыла извне, а не зародилась на самом спутнике самостоятельно.

Гипотеза, согласно которой жизнь может распространяться через космическое пространство, известна как панспермия. В этой гипотезе учёные выделяют такое понятие как литопанспермия, предусматривающее, что жизнь может переноситься на горных породах, отделившихся от когда-то населённых планет. Если предположить, что такие метеорные тела были населены достаточно выносливыми к экстремальным условия микроорганизмами, то не исключено, что именно они могли положить начало развитию жизни на другой планете.

Хотя литопанспермия и может показаться на первый взгляд малоправдоподобным процессом, обнаруженные метеориты, по крайней мере, подтверждают, что это вполне возможно. Например, более чем 100 метеоритов обнаруженных на Земле имеют марсианское происхождение, что подтверждает тот факт, что они когда-то отделились от Красной планеты и в конечном итоге достигли Земли.

Некоторые учёные даже выдвигали предположения, что жизнь на Земле, возможно, была принесена из Марса. Большое количество исследований было посвящено анализу того, была ли на Марсе когда-то жизнь, существует ли она и сегодня на планете? Многие планетологи придерживаются мнения, что Марс много миллионов лет тому назад был намного «гостеприимен» нежели сегодня, и что «приюты жизни» остаются скрытыми под его поверхностью. Первоначальный анализ одного марсианского метеорита Allan Hills 84001 (ALH84001) даже указывал на то, что в нём содержались признаки жизни. Однако последующие исследования показали, что каждый признак, наводящий на мысль о существовании на Марсе жизни, лыл произведён неорганическим путём.

Многие компьютерные модели также предполагали, что от Земли когда-то, возможно, отделится фрагмент, который под воздействием силы гравитации приземлился на Луне. За миллиарды лет он попросту покрылся толстым слоем земной пыли – на каждых 100 кв. км Луны находится порядка 22 тонн земного материала, попавшего на спутник через космическое пространство. Если предположить, что именно так и было, то Луна также может содержать окаменелости самой ранней микробной жизнью на Земле.

Открытие организмов на Земле, которые могут выжить в весьма экстремальных условиях окружающей среды, натолкнуло исследователей на мысль, что во внешние пределы Вселенной, например на спутник Юпитера Европу и на спутник Сатурна Титан, именно таким способом могла быть занесена жизнь.

По словам руководителя исследований Rachel Worth, астрофизика из Pennsylvania State University, перед ней и её коллегами стола задача, выяснить насколько литопанспермия приемлема к Юпитеру и Сатурну.

Worth и её команда проанализировали, какой могла бы быть траектория горных пород, отколовшихся от Земли и Марса. В частности было смоделирован полёт более 100 тысяч отдельных фрагментов.

Большинство таких метеорных тел вновь врезалось в свою родную планету. Очень много фрагментов либо поглощалось Солнцем, либо покидало пределы Солнечной системы. К тому же некоторые метеорные тела, отделившиеся от Земли поражали внутренние планеты -Венеру и Меркурий, а отколовшиеся от Марса, следовательно, — Землю, Венеру и Меркурий. Тем не менее незначительная часть метеорных тел, действительно могла достигнуть спутников внешних планет Солнечной системы.

Исследователи высчитали, что за 3,5 миллиарда лет, на протяжении которых, как полагают, существует жизнь, от Земли могло отделить порядка 200 миллионов метеорных тел, причем достаточно больших, которые способны выжить в суровых космических условиях. За тот же период от Марса могло отделиться примерно 800 миллионов фрагментов горных пород. Разница в количествах обусловлена тем, что марсианская гравитация примерно на 1/3 больше силы притяжения Земли.

Прошлые исследования предполагали, что довольно внушительные по размерам горные породы, отделившиеся от населённой планеты, могли стать прибежищем для микроорганизмов в течении космического путешествия длительностью 10 млн. лет. По подсчетам учёных, 83 тысячи метеорных тел от Земли и порядка 320 тысяч с Марса, вполне возможно могли достичь Юпитера. До Сатурна могло долететь не более 14 тысяч фрагментов земных горных пород, и не более 200 тысяч марсианских метеорных тел.

Ввиду того, что спутники этих планет-гигантов находятся на довольно близком расстоянии от планет, не исключено, что многие из метеорных тел могли достичь и их.

Результаты исследований предполагают, что возможность передачи жизни от внутренних планет Солнечной системы к внешним спутникам, хотя и крайне маловероятна, но не исключена.

Безусловно, учёные не могут что-либо сказать о том, могли ли в таких метеорных телах содержаться микроорганизмы, смогли бы они выжить в момент отделения от планеты и во время космического путешествия.

Worth и её коллеги Steinn Sigurdsson и Christopher House опубликовали результаты своих исследований в журнале Astrobiology 6 декабря 2013 года.

, ,