Учёные ESA используют спутник Envisat для прогнозирования тектонических сдвигов Восточно-африканской рифтовой долины

Учёные ESA используют спутник EnvisatВосточно-африканская рифтовая долина, простирающаяся примерно на 6 тысяч километров от Эфиопии и до Республики Мозамбик, является одним из самых крупных рельефных образований этого типа. Сформировавшаяся в результате геологических сдвигов на границе Аравийской и Африканской тектонических плит, долина характеризуется чрезвычайно высокой геологической активностью, что обосновывает огромное количество вулканических образований на этой территории.

Примечательно, что радары, установленные на спутнике Европейского космического агентства Envisat способны с высоты порядка 800 км обнаружить и зафиксировать с точностью до сантиметра поверхностные смещения Великой рифтовой долины.

Радар Interferometric Synthetic Aperture Radar (InSAR) относится к инструментам дистанционного зондирования. Принцип обнаружения смещения состоит в том, что параметры анализируемой области сопоставляются, с целью обнаружения малейших различий.

Самые незначительные изменения в рельефе отражаются на радиолокационном сигнале, что приводит к радужной интерференции снимков в комбинированные изображения, известные как «SAR интерферограммы». Обработка интерферограммы, позволяет выявить изменения в рельефе –повышение/снижение над уровнем моря.

Благодаря данным Envisat, учёные установили, что бездействующий вулкан Лонготон в Кении всего за два года – с 2004 по 2006 год повысился на 9 сантиметров. Исследователи не исключают, что причиной таких процессов может быть тектоническая деятельность, предположительно подземные движения магмы.

С помощью специальных радаров возможно также идентифицировать линии разломов. В частности такие приборы, установленные на японском спутнике ALOS, зафиксировали смещения грунта возле Karonga (Малави) после серии землетрясений.

Благодаря данным радаров Envisat учёные могут аргументированно объяснить тектонические сдвиги. Также подобного рода информация чрезвычайно важна для анализа поведения вулканов и прогнозирования их активности.

Видео – Радарные исследования тектонических сдвигов Восточно-африканской рифтовой долины