Астрономы, «вооружившись» космическим телескопом «Спитцер» и радиотелескопами ALMA, исследовали объект Хербига-Аро 46/47

HH 46/47Астрономы, используя космический телескоп NASA «Spitzer», предназначенный для наблюдений в инфракрасном диапазоне, и радиотелескопы недавно построенной астрономической обсерватории Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) в Чили, стали свидетелями рождения новой звезды в хорошо изученном астрономическом объекте, известном как HH 46/47.

Объекты Хербига-Аро (Herbig-Haro (НН) object) представляют собой небольшие яркие участки туманностей, обусловленные формированием молодых звёзд. Образуются такие временные астрономические объекты, когда газ, испускаемый «новорожденными» звёздами, на скорости в несколько сотен км/сек сталкивается с близлежащими облаками пыли и газа. Весьма часто объекты Хербига окутаны пыле-газовыми облаками, что делает их невидимыми для наблюдения в видимом световом потоке. На комбинированном снимке ALMA и «Спитцера» отчетливо видно, как звезда «извергает» вещество, пронизывающее окружающий газ, что вызывает характерное свечение, т.е. HH 46/47.

Наблюдения космического телескопа «Spitzer» показывают двойные сверхзвуковые джеты, исходящие от центральной звезды со скорость порядка 40 км/сек. HH 46/47 находится на краю газа-пылевого облака, ввиду этого исходящие джеты проходят через две различные по концентрации материала окружающие среды. Правый джет на снимке, словно наталкивается на «стену» материала, в то время как путь для левого джета относительно открыт, что обусловлено совершенной иной структурой свечения. Это объект Хербига-Аро идеально подходит для сравнения и изучения специфики взаимодействия исходящих от звезды потоков с окружающей средой.

По словам Alberto Noriega-Crespo, учёного из Infrared Processing and Analysis Center, функционирующего при California Institute of Technology, молодые звезды, такие как наше Солнце, должны высвободить часть газа, чтобы стать стабильными и HH 46/47 – это великолепный образец изучения этого процесса оттока газа. Noriega-Crespo отметил, что благодаря «Спитцеру» джеты HH 46/47 являются одними из лучших примеров потоков, образующих объекты НН «пузырчатой структуры».

Alberto Noriega-Crespo возглавлял команду учёных, которая начала изучать HH 46/47 при помощи космического телескопа «Спитцер» почти 10 лет тому назад. Теперь, используя новую технологию обработки изображений, он и его коллеги имеют возможность получить изображения HH 46/47 в более высоком разрешении.

Между тем новые снимки HH 46/47, сделанные радиотелескопами ALMA, показали, что газ в «лепестках» HH 46/47 расширяется намного быстрее, чем предполагалось ранее. Такое более быстрое распространение влияет на суммарную турбулентность в газовом облаке, которое первоначально породило звезду. В свою очередь дополнительная турбулентность является «источником» новой газо-пылевой среды – благоприятной основы для формирования звезд.

Научно-исследовательская команда во главе Hector Arce из Yale University, проверила наблюдения ALMA и опубликовала полученные результаты в журнале The Astrophysical Journal.

, , ,