Составлена первая глобальная геологическая карта поверхности Ганимеда – крупнейшего спутника Солнечной системы

Геологическая карта Ганимеда

Спустя более чем 400 лет после открытия Галилео Галилеем самого большого спутника Солнечной системы –Ганимеда — астрономами создана первая геологическая карта этого спутника Юпитера.

Группа учёных во главе с Geoffrey Collins из Wheaton College создала первую глобальную геологическую карту Ганимеда – седьмого спутника Юпитера. Карта комбинирует лучшие изображения, сделанные в ходе миссий «Voyager 1» и «Voyager 2» (1979), а также «Galileo» (1995-2003). Геологическая карта Ганимеда недавно была опубликована Геологической службой США (U. S. Geological Survey). Она великолепно иллюстрирует разнообразный геологический характер поверхности Ганимеда и является первой глобальной геологической картой этой ледяного внешнего спутника Юпитера.

Карта геологических особенностей ГанимедаПо словам Robert Pappalardo из Лаборатории реактивного движения NASA (Jet Propulsion Laboratory), эта карта великолепно иллюстрирует невероятное разнообразие геологических особенностей на Ганимеде, тем самым помогая планетологам расшифровать эволюцию этого ледяного мира. Также исследователь отмечает, что карта играет очень важную роль для планирования миссий будущих космических аппаратов.

Миссия Jupiter Icy Moons Explorer Европейского космического агентства, запланированная на 2032 год, предусматривает отправку к орбите Ганимеда космического аппарата, который бы провел исследования самого большого спутника Солнечной системы. NASA вносит свой вклад в реализацию этой миссии, посредством разработки двух приборов для миссии Jupiter Icy Moons Explorer.

Начиная с открытия в январе 1610 года, Ганимед находится в центре внимания астрономов. Изначально наблюдения за спутником проводились при помощи наземных телескопов, потом в ходе миссий к Юпитеру. Эти исследования показывают, что ледяной спутник характеризуется очень сложной структурой. Поверхность Ганимеда – это контраст двух типов «ландшафтов» — темных, очень старых, покрытых кратерами участков, и более светлых, относительно молодых участков, характеризующихся огромным количеством горных хребтов и ущелий.

По мнению учёных, составлявших геологическую карту спутника, в эволюции Ганимеда можно выделить три основных геологических периода: «доминирование ударных кратеров, тектонический переворот, и период, характеризующийся снижением геологической активности». Карта, которая иллюстрирует поверхностные особенности спутника, такие как ударные кратеры, горные хребты, ущелья, «борозды и канавы», впервые позволила учёным разграничить геологические временные периоды объекта, расположенного во внешней Солнечной системе.

По словам Baerbel Lucchitta из U.S. Geological Survey, весьма детализированная карта подтвердила множество научных гипотез относительно геологической истории Ганимеда. Lucchitta отмечает, что благодаря детализированным снимкам «Galileo», например, удалось установить, что криовулканизм на Ганимеде встречается крайне редко.

Глобальная геологическая карта Ганимеда позволит исследователям сравнивать геологические особенности других ледяных спутников, потому, что практически все известные типы геологических структур, найденные на других спутниках, представлены на Ганимеде.

По словам Collins, поверхность Ганимеда примерно в два раза меньше площади Земли, поэтому диапазон для исследований необычайно широк.