Учёные установили, что наименьший сбой пульсара обусловлен миллиардами сверхзвуковых вихрей

Пульсар IGR J11014-6103Команда астрономов, в которую также входили Danai Antonopoulou из Anna Watts из University of Amsterdam, обнаружила, что внезапные скачки вращательной скорости пульсаров вызваны смещением ни одного подповерхностного сверхзвукового вихря, а миллиардов.

Этот результат чрезвычайно важен для понимания поведения вещества в экстремальных условиях. Статья, посвящённая результатам проведенного исследования, была опубликована на прошлой неделе в журнале «Monthly Notices» Королевского астрономического общества (Royal Astronomical Society).

Пульсары — это своего рода вращающиеся нейтронные звезды — останки массивных звезд, которые заканчивают свою жизнь мощным взрывом сверхновой. Они действуют как космические маяки, лучи которых несутся через всю Вселенную. Их вращательная скорость уменьшается со временем, однако может в редких случаях внезапно увеличиваться. Подобного рода аномалии в скорости вращения пульсаров принято называть «сбоями». Они вызваны рассоединением и смещением вихрей, соединяющих кору со смесью частиц, содержащих сверхзвуковые нейтроны.

Команда астрономов обнаружила, что сбои Crab Pulsar (нейтронная звезда) всегда приводят к уменьшению вращательного периода по меньшей мере на 0,055 наносекунды. Crab Pulsar был одним из первых пульсаров, обнаруженных астрономами. Наблюдения за ним ведутся практически ежедневно на протяжении последних 29 лет посредством 12-метрового телескопа обсерватории «Джодрелл Бэнк» (Jodrell Bank Observatory), расположенной в Лоуэр Витингтон (Англия). Огромный объем собранных данных делает Crab Pulsar лучшим объектом для изучения сбоев пульсаров.

Наименьший сбой может быть вызван рассоединением и движением миллиардов вихрей. По словам Danai Antonopoulou из University of Amsterdam (UvA), удивительно, ни никому ранее не приходило в голову определить нижний предел сбоя. Многие предполагали, что небольшой сбой вызван рассоединением всего 1-го вихря. Как оказалось, самый маленькой сбой явно гораздо больше, чем прогнозировали учёные.

По словам ведущего автора научной публикации Cristobal Espinoza (IA-PUC, Чили), астрономы, конечно, хотели знать, являются ли наименьшие сбои других пульсаров результатом рассоединения миллиардов вихрей.

Сравнивая наблюдения с теоретическими прогнозами, учёные узнают намного больше о поведении вещества в этих экзотических объектах. Точная причина сбоев до сих пор остается для астрономов загадкой, а проведенное исследование бросает новый вызов теоретикам, подытожила Anna Watts.