Астрономы обнаружили остаток сверхновой, который производит «зачистку» окружающего космического пространств

Остаток сверхновой G352.7-0.1Сверхновые звезды — это впечатляющий «итог» жизни большинства массивных звезд. Подобного рода взрывы, которые в Млечном Пути происходят примерно дважды в столетие, способны генерировать огромное количество энергии, затмевая своей яркостью порой всю галактику. Эти события также важны, потому что остатки разрушенной звезды устремляются в космическое пространство. По мере расширения области обломков — остатка сверхновой, разносимое при этом вещество сталкивается с окружающей материей.

Астрономы идентифицировали остаток сверхновой звезды, характеризующийся весьма необычными свойствами. Во-первых, они обнаружили, что остаток сверхновой, известный как G352.7-0.1 (G352), аккумулировал в себе огромное количество «изъятого» извне вещества, масса которого эквивалента 45 массам Солнца.

Во-вторых, G352 по данным, собранным в радиодиапазоне, характеризуется совершенно иной формой, нежели в данных, полученных в рентгеновском спектре. Преимущественная часть радиоизлучения характеризуется эллипсоидной формой, контрастирующей с рентгеновской эмиссией, которая заполняет центр радио-эллипса. Это отчетливо видно на новом комбинированном снимке G352. Рентгеновское излучение остатка сверхновой, зафиксированное обсерваторией «Chandra», представлено на снимке в синем цвете, а радиолокационные данные, собранные Very Large Array National Science Foundation’s Karl G. Jansky (Национального научного фонда им. Карла Янского) — в розовом. Эти данные также были скомбинированы с инфракрасными данными космического телескопа «Spitzer» (оранжевый цвет) и оптическими данными Digitized Sky Surve (белый свет). Инфракрасная эмиссия в нижнем правом и верхнем левом углах данного снимка никоем образом не связана с остатком сверхновой.

Недавнее исследование предполагает, что, как ни странно, но рентгеновская эмиссия в G352 преобладает в области горячих остатков от взрыва сверхновой, температура которых достигает 30 млн градусов по Цельсию, а вовсе не в районе более холодного (всего 2 млн градусов Цельсия) окружающего вещества, «оккупированного» расширяющейся ударной волной. Это весьма необычно, потому что астрономы оценивают, что взрыв G352 произошёл порядка 2200 лет тому назад, а остатки сверхновой столь «почтенного возраста», как правило, производят рентгеновские лучи, которые находятся во власти захваченного вещества. Учёные всё ещё пытаются найти разумное объяснение столь аномального поведения.

Несмотря на то, что рентгеновские излучение G352 не слишком высоко, количество материала, захваченного G352, на удивление огромно для остатка сверхновой звезды, расположенной в нашей галактики. Это может указывать на специфический тип эволюции, в ходе которой массивная звезда, которая взорвалась, создав G352, взаимодействовала с аномально большим качеством плотного окружающего вещества.

Астрономы проверили, образовались ли в результате взрыва сверхновой нейтронная звезда. Им не удалось найти каких-либо улик, указывающих на то, что в G352 присутствует нейтронная звезда. Это стало очередной астрономической загадкой, неразрывно связанной с этой системой. Не исключено, что астрономы не смогли обнаружить нейтронную звезду из-за того, что она недостаточно яркая. Также возможно, их поиски не увенчались успехом, потому что сверхновая вместо нейтронной звезды образовала черную дыру.

G352 находится примерно в 24000 световых лет от Земли в галактики Млечный Путь. Статья, описывающая эти загадочные результаты исследований, была опубликована 20 февраля 2014 года в журнале «Astrophysical Journal».