Астрономы обнаружили экзопланету, которую отделяет от её родительской звезды рекордное расстояние

Экзопланета GU Psc b и её родительская звезда GU Psc в представлении художникаНемногочисленный список экзопланет, обнаруженных посредством прямого отображения, пополнился газовым гигантом. Вращается эта экзопланета вокруг GU Psc — звезды, масса которой в 3 раза меньше массы Солнца. Расположена GU Psc в большом зодиакальном созвездии Рыбы в 157 световых годах от Солнца. Международная исследовательская группа, возглавляемая Marie-Ève Naud, аспирантом кафедры физики в Монреальском университете (Université de Montréal), обнаружила эту планету, комбинируя наблюдения от Gemini Observatories, Observatoire Mont-Mégantic (OMM), Canada-France-Hawaii Telescope (CFHT) и W.M. Keck Observatory.

Экзопланета, получившая название GU Psc b, удалена от своей родительской звезды на расстояние, которое в 2000 раз превышает расстояние от Земли до Солнца, что является рекордным среди экзопланет. Учитывая это расстояние, астрономы смогли сделать вывод, согласно которому для совершения полного оборота вокруг своей звезды GU Psc b необходимо по меньшей мере 80 тысяч земных лет. Исследователи для получения изображений экзопланеты также использовали в своих интересах огромнейшее расстояние между планетой и её родительской звездой. Сравнивая изображения, полученные OMM и CFHT в различных длинах волн (цвета), астрономы смогли правильно идентифицировать экзопланету.

По словам Naud, планеты намного ярче, если их рассматривать в инфракрасном, а не в видимом свете. Именно это и позволило идентифицировать GU Psc b, признается исследователь.

Астрономы осматривали «окрестности» звезды GU Psc, так как не так давно она была отнесена к числу «компонентов» молодой звездообразующей группы AB Doradus. Молодые звезды, возраст которых не превышает 100 млн лет — это первостепенная цель для планетарного обнаружения посредством прямого отображения, так как планеты вокруг них все ещё продолжают остывать (охлаждаться), и поэтому более яркие. Это вовсе не означает, что популяция планет, подобных GU Psc b, многочисленна, отмечает астрофизик Étiene Artigau из Монреальского университета, который является научным руководителем Naud. Учёный признается, что он и его коллеги проводили наблюдения примерно на 90 звездами, обнаружив только одну экзопланету, которая действительно является «астрономической аномалией».

Прямые наблюдения за планетой не позволяют определить её массу. Вместо этого, исследователи использовали теоретические модели планетарного развития, чтобы определить её особенности. Световой спектр GU Psc b, полученный посредством Gemini North Observatory, расположенной на Гавайях, учёные сравнили с моделями, дабы показать, что температура экзопланеты составляет порядка 800 С. Зная приблизительный возраст GU Psc b, благодаря её месторасположению в AB Doradus, команда смогла определить массу, которая в 9-13 раз больше массы Юпитера.

В ближайшие годы астрофизики надеются обнаружить планеты, подобные GU Psc b, но которые расположены намного ближе к своим родительским звездам, благодаря, между прочим, прибору GPI (Gemini Planet Imager), недавно установленному на телескопе Gemini South в Чили. Близость таких экзопланет к их звездам сделает наблюдения за ними более сложными и трудоемкими. Именно поэтому GU Psc b является моделью для лучшего понимания этих объектов.

По словам руководителя ОММ René Doyon, GU Psc b — это истинный подарок природы. Огромнейшее расстояние, которое отделяет эту экзопланету от её звезды, дает возможность изучать GU Psc b максимально детализировано посредством многочисленных приборов, позволяющих лучше понять природу гигантских экзопланет.

Команда приступила к реализации проекта по наблюдению за несколькими сотнями звезд и обнаружению более легких планет, чем GU Psc b, с аналогичными орбитами. Открытие GU Psc b, которая является действительно очень редким астрономическим объектом, повышает уровень осведомлённости относительно расстояния, которое может отделять экзопланеты от их родительских звезд, открывая возможности для поиска планет с помощью мощных инфракрасных камер и небольших телескопов, таких как в обсерватории Observatoire du Mont-Mégantic. Учёные также намерены больше узнать о изобилии таких астрономических объектов, благодаря использованию GPI, CFHT и James Webb Space Telescope.