На «IceCube» кипит работа по модернизации компьютерного обеспечения нейтринной станции

IceCube Neutrino ObservatoryНынешнее лето в южном полушарии больше не такое захватывающее, как тогда, когда на антарктической станции Амундсен-Скотт (Amundsen-Scott South Pole Station), когда кипела работа по строительству нейтринной обсерватории IceCube, в ходе которого под лед погружали десятки «нитей» с оптическими датчиками.

Строительство нейтринного телескопа заняло 5 лет — с 2005 по 2010 год. В настоящее время датчики подвергаются самой масштабной с момента запуска станции модернизации. Это обусловлено тем, что в прошлом году физиками было сделано грандиозное открытие, согласно которому источник нейтрино находится далеко за пределами Солнечной системы.

На сегодняшний день нейтринные детекторы IceCube работают на полной мощности. Однако, результативность работы станции, затаившейся среди арктических льдов, а также то, как много данных будет получено этим огромным телескопом, зависит от того, насколько эффективно проводится её обслуживание в течении лета, когда и температура, и освещённость максимально тому способствуют.

Самолёт LC-130 Hercules, оснащённый лыжами, может производить взлёт и посадку из этого района Антарктиды исключительно в течении короткого лета на южном полюсе, которое длиться с ноября и по середину февраля. Именно в этот период наиболее активно реализуется программа U.S. Antarctic Program (USAP), которой управляет National Science Foundation (NSF).

В рамках проекта USAP также порядка 20 миниатюрных спутников «IceCubers» будут запущены в нынешнем году из различных уголков Земли (США, Канады, Германии, Швеции и Бельгии). Проект – это международное сотрудничество в вопросах изучения нейтрино –субатомных частиц, почти не имеющих массы- которые неразрывно связаны с самыми мощными астрофизическими процессами, происходящими во Вселенной, такими как взрывы звёзд, гамма-лучевые вспышки и прочими катастрофическими явлениями с участиям черных дыр и нейтронных звезд.

В прошлом месяце IceCube Collaboration в журнале Science опубликовало статью, согласно которой IceCube Neutrino Observator обнаружил 28 частиц, характеризующихся аномально высокой энергией, которые доказывают, что астрофизические нейтрино исходят от космических ускорителей. Британский журнал Physics World, назвал это открытие «Главным открытием в физике 2013 года».

Нейтринная обсерватория IceCub состоит из 5160 оптических модулей, находящихся вдоль 86 «нитей», использующих в проектной конфигурации порядка 1 кубического километра льда. Принцип работы IceCub заключается в том, что оптическая система фиксирует крошечные вспышки синего света –черенковское излучение, возникающие во время взаимодействия нейтрино со льдом.

Этим летом проводиться самая масштабная с момента строительства модернизация компьютерной системы нейтринной станции. В дополнение к более 5 тысячам оптических модулей, помещённых в ледяной щит, в состав IceCube входят также порядка 150 компьютеров, которые осуществляют сбор, фильтрацию, передачу и хранение информации.

По словам John Kelley, который управляет облуживанием датчиков IceCube, вот уже почти два месяца, помимо стандартной калибровки проводится модернизация всех компьютеров и серверов нейтринной станции. Контейнеры, общей массой примерно 6 тонн, с компьютерами и прочим оборудованием преодолели 16 тысяч километров, прежде чем достигли полюса.

На протяжении года обслуживанием станции занимается всего два человека. Летом IceCube многолюдна, но зимой, когда температура опускается ниже -100  по Фаренгейту (- 70 С), на станции остаются всего двое.

По словам Kelley, при возникновении каких-либо неполадок, дежурные станции могут своевременно отреагировать, обеспечивая тем самым бесперебойную работу. В середине февраля на вахту затупят Dag Larsen и Ian Rees, которые сменят Blaise Kuo Tiong и Felipe Pedreros.