Учёные Калифорнийского технологического института выяснили, каким было атмосферное давление на Марсе, когда на его поверхности протекали реки

Снимок древней реки и притоков на Марсе, полученный камерой HiRISE, установленной на АМС «MRO»Понять древний климат нашей планеты достаточно трудно, однако не на столько проблематично как Марса. Для изучения климатической истории Красной планеты учёные вынуждены обращаться к методу «климатологической экспертизы».

На сегодняшний день достоверно известно, что Марс в прошлом был более влажной планетой — вода текла по его поверхности, формируя довольно крупные озёра и даже моря. Но как только атмосфера Красной планеты была «сдута» солнечным ветром, глобальное атмосферное давление воздуха резко упало, в результате чего Марс превратился в «сухую», холодную планету. Жидкая вода замёрзла, образовав корку, и сублимировалась, атмосферная влага при этом была навсегда растерялась в космическом пространстве. Тем не менее, самой большой загадкой для учёных по-прежнему остается то, как Марс, который абсолютно безводен сейчас, мог поддерживать жидкую воду на своей поверхности в далёком прошлом?

В новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале «Nature Geoscience», геолог-планетолог Edwin Kite из California Institute of Technology (Caltech) попытался разрешить эту дилемму путём изобретения нового средства для измерения толщины марсианкой атмосферы в прошлом.

Измеряя ударные кратеры на поверхности Марса, учёный смог оценить, какой была атмосфера Красной планеты в далёком прошлом. Команда Edwin Kite сосредоточила своё внимание на Aeolis Dorsa — регионе, возраст которого оценивается в 3,6 млрд лет — измерив порядка 319 кратеров.

Поскольку метеорит проходит через атмосферу планеты то, чем толще воздушная оболочка, тем больше сопротивления он испытывает. Таким образом, энергия падающей космической горной породы должна соотносится к толщине атмосферы, следовательно, к атмосферному давлению планеты.

Учёные обнаружили, что на момент образования ударных кратеров, атмосфера Марса характеризовалась давлением в 0,9 бар — что в 150 раз больше нынешнего атмосферного давления планеты и примерно эквивалентно текущему давлению на уровне моря Земли. При таком атмосферном давлении жидкая вода на поверхности Марса не могла существовать в течении длительных периодов времени.

Но есть один нюанс. Марс расположен на 50% дальше от Солнца, нежели Земля, таким образом количество солнечной энергии, получаемой им, слишком мало, для того, чтобы поддерживать воду в жидком состоянии. К тому же свою роль в «влажном» прошлом Марса, сыграла то, что молодое Солнце излучало в прошлом намного меньше энергии.

Согласно Kite, Марс должен был характеризоваться более высоким атмосферным давлением для того, чтобы на его поверхности вода могла находиться в жидком состоянии — примерно в 5 бар, то есть в 5 раз больше атмосферного давления на Земле на уровне моря.

Если у Марса не было стабильной атмосферы в тот период истории, когда на его поверхности протекали реки, то теплый и влажный CO2/H2O — эффект исключается, следовательно, в долгосрочном периоде температуры, вероятнее всего, были ниже точки замерзания, пишет Kite и его коллеги в статье.

Если Марс был столь холодным, а атмосферное давление чрезвычайно высоким для поддержания воды в жидком состоянии на его поверхности, то как на Красной планете вообще могли протекать реки?

В отдельной статье, опубликованной в том же журнале, Sanjoy Som из NASA Ames Research Center изложил некоторые возможные механизмы, которые позволили Марсу сохранить резервуары с жидкой водой.

Возможно, вода на Марсе была чрезвычайно насыщена солями, которые, как известно, понижают точку замерзания воды, позволяя её течь при температурах, которые, при иных условиях, привели к замерзанию. Эту теорию считают возможным объяснением бассейнов с водой, которая могла накапливаться на марсианской поверхности. Марсианский реголит наполнен перхлоратами — высокотоксичными окислителями, которые могли создавать «солёные карманы» с жидкой водой.

Кроме того, периоды интенсивной вулканической активности, возможно, выпустили огромное количество парниковых газов, способствующих пребыванию воды в жидком состоянии.

Som также указывает на «переходные интервалы», при которых циклические изменения в наклоне Марса создали атмосферные условия, благоприятные для более плотной атмосферы. Каждые 120 тысяч лет наклон Красной планеты подвергается прецессии, что сказывается на количестве солнечного света, поступающего к полюсам. Этот цикл, возможно, вызывал эпизодические замерзания и оттаивания марсианских поверхностных вод.