Учёные пришли к выводу, что яркие точки на видимой поверхности Солнца являются «метками» особенностей его интерьера

Яркие точки в атмосфере Солнца на снимке слева, соответствуют магнитным участкам на поверхности звезды на снимке справаНовое исследование, предусматривающее использование данных, полученных космической обсерваторией NASA «Solar Dynamics Observatory» (SDO) для отслеживания ярких точек в солнечной атмосфере и магнитных «подписей» на поверхности Солнца, предлагает новый способ исследования недр звезды намного быстрее, чем когда-либо прежде. Новый метод открывает ряд возможностей для оперативного картографирования осцилляции элементов солнечной поверхности — изменений, которые затрагивают широкий диапазон событий на Солнце, начиная от 11-летнего цикла солнечной активности, и заканчивая частыми вспышками рентгеновского излучения, известными как солнечные вспышки.

По словам Scott McIntosh, первого автора статьи о результатах исследования, опубликованной 1 апреля 2014 года в журнале «Astrophysical Journal Letters», под поверхностью Солнца скрывается очень много интересного. Он и его коллеги обнаружили «маркер» процессов, протекающих в недрах Солнца, рассказывает учёный. Согласно McIntosh, это своего рода ворота между интерьером и экстерьером звезды, и для того, чтобы изучить их вовсе не нужны годы наблюдений.

Один из самых распространённых способов исследования интерьера Солнца заключается в использовании методики, названной гелиосейсмологией, в рамках которой учёные отслеживают время, которое требуется для того, чтобы волны — мало чем отличающиеся от сейсмических волн на Земле — совершили «путешествие» от одной стороны Солнца к другой. Благодаря гелиосейсмологии, учёные, специализирующиеся на изучении Солнца, имеют некоторое представление о том, что происходит в недрах звезды, которая, по их мнению, состоит из гранул и супергранул движущегося солнечного материала. Материал постоянно переворачивается, подобно воде, кипящей в кастрюле, но в гораздо большем масштабе: диаметр гранулы примерно равен расстоянию от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка; супергнарулы — в два раза больше диаметра Земли.

Вместо того, чтобы отслеживать сейсмические волны, исследователи предлагают изучать интерьер Солнца посредством использования Helioseismic Magnetic Imager, установленного «Solar Dynamics Observatory», который может отображать динамические магнитные поля, пронизывающие и опоясывающие Солнце во всех направлениях. Проводя наблюдения с 2010 года, McIntosh отслеживал различные по размерам магнитно-сбалансированные области на Солнце, то есть те участки, где некоторые магнитные поля указывали на специфику внутреннего строения Солнца. Учёные обнаружили, что магнитные структуры сопоставимы с размерами гранул и супергранул, но они также заметили области, которые намного больше тем, что они наблюдали ранее — порядка диаметра Юпитера Ученые считают, что эти районы коррелируют с еще большими «клеткам» и протекающего внутри Солнца материала.

Исследователи также изучили эти области на снимках атмосферы Солнца и его короны, полученных посредством прибора Atmospheric Imaging Assembly «SDO». Они заметили, что вездесущие пятна ультрафиолетового и рентгеновского излучений, известнее как «яркие точки», предпочитают осциллироваться вокруг вершин этих больших площадей, названных g-узлами.

Открытие новых способ изучения недр Солнца позволяет учёным разрабатывать инновационные способы отображения интерьера звезды, тем самым улучшая точность прогнозирования изменений в магнитных полях, которые могут привести к солнечным извержениям.