Учёные экспериментально воссоздали условия, характерные недрам планет-гигантов

Интерьер камеры National Ignition Facility в Lawrence Livermore National LaboratoryУчёные LawrenceLivermoreNationalLaboratory (LLNL) впервые экспериментально воссоздали условия, которые могут существовать в недрах планет-гигантов, таких как Юпитер, Уран и многих планет, недавно обнаруженных за пределами нашей Солнечной системы.

Исследователи теперь могут воссоздавать и точно измерять свойства материалов, составляющих эти планеты, по мере их развития — то есть получать информацию, необходимую для понимания того, как могли сформироваться эти массивные астрономические объекты. Проведенное исследование было сфокусировано на углероде, который занимает 4-е место по распространённости во Вселенной, после водорода, гелия и кислорода. К тому же именно углерод играет важную роль в формировании многих типов планет как в Солнечной системе, так и за её пределами. Ход и результаты эксперимента были описаны в статье, опубликованной 17 июля 2014 года в журнале «Nature».

Используя самый большой в мире лазер, установленный в NationalIgnitionFacilityлаборатории LawrenceLivermoreNationalLaboratory, команда учёных из UniversityofCalifornia, BerkeleyUniversityи PrincetonUniversity, воздействовала на образцы давлением, которое в 50 млн раз превосходит атмосферное давление Земли. Именно такое давление, по мнению учёных, сопоставимо с давлением в центре Юпитера или Сатурна. Из 192 лазеров NIF команда задействовала 176. Это позволило воспроизвести волну давления, которая «сжимала» выборку в течении короткого периода времени. Выборка — алмаз- была подвержена воздействию лазера менее 10 миллиардных долей секунды. Несмотря на то, что алмаз — это «наименее сжимаемый» среди всех известных минералов, исследователи смогли сжать его до беспрецедентной плотности, которая даже превышает плотность свинца в естественных условиях.

По словам физика Ray Smith, ведущего автора статьи экспериментальные методы позволяют воссоздавать в лабораторных условиях температуру и давление, характерные недрам планет-гигантов.

Ранее таких показателей давления удавалось достичь исключительно посредством ударных волн, создающих высокие температуры — сотни тысяч градусов — которые не свойственны планетарным «интерьерам».