Учёные провели исследования «ореолов» гамма-всплесков – масштабных космических выбросов энергии взрывного характера

Снимок послесвечения PTF13bvnКоманда исследователей, возглавляемая Mansi Kasliwal и John Mulchaey из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science), использовала новую астрономическую систему Palomar Transient Factory (iPTF) для изучения послесвечения гамма-всплеска, названного iPTF13bvn. Перед учёными стояла цель, как можно больше узнать о том, как именно происходили процессы, предшествующие гамма-всплеску, ознаменовавшему рождение сверхновой звезды.

Команда, используя iPTF, точно определила местоположение послесвечения гамма-всплеска, ранее замеченного космическим аппаратом Fermi Gamma-ray Space Telescope. Результаты исследований уже в скором будущем можно будет увидеть на страницах журнала Astrophysical Journal Letters. В частности, этой теме будет посвящено 2 статьи, авторами которых являются Yi Cao и Leo Singer из California Institute of Technology.

Впервые астрономам удалось получить данные, которые отражают связь взрыва с процессом образования сверхновой звезды типа Ib. Данные исследований позволяют учёным приблизится к ответам на важные вопросы, относительно того, как происходит формирование сверхновых такого типа. Следует отметить, что этот вопрос терзает учёных уже в течении многих лет.

Приблизительно 1/3 всех сверхновых массивных звёзд, относятся к типу Ib. В настоящее время разработано несколько теоретических моделей относительно того, как они сформированы. В их основе лежит обмен массой между двумя звёздами, который реализуется посредством солнечного ветра. Считается, что прародителями сверхновых типа Ib являются либо массивные гелиевые звезды, либо очень горячие, большие звёзды, известные как звезды Уолфа-Рейета.

По словам Mansi Kasliwal, обнаружить звезду-прародитель в том же месте, что и сверхновую типа Ib было лучшим способом проверить теорию относительно происхождения этого типа взрыва. Kasliwal отметил, что теперь учёным необходимо запастись терпение и ждать, пока сверхновая начнёт угасать. Если звезда исчезнет, теория будет доказана.

В середине июня была обнаружена новая сверхновая звезда. Никакого взрывного источника света накануне обнаружено не было. Были незамедлительно сделаны снимки этой звезды телескопами в радио, рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, предоставив важную информацию о её происхождении.

Детальный анализ различных данных наблюдений за сверхновой подтвердил, что она действительно относится к типу Ib. Было установлено что звезда за две недели до начала взрыва достигла пика своей яркости. Команда исследователей выявила кандидата в «прародители» на основании данных космического телескопа «Хаббл». Последующие снимки помогут определить, был ли прародитель одинарной, двойной звездой либо же звездоформирующим скоплением.

Команда также использовала данные новой системы программного обеспечения для изучения ещё одного послесвечения гамма-всплеска, названного iPTF13bxl.

Гамма-всплески – масштабные взрывы, в результате которых происходит выброс энергии. Эти яркие электромагнитные события могут длится от нескольких долей секунды до часа. Каждый такой всплеск сопровождается характерным послесвечением, в процессе которого происходит высвобождение излучения на более длинных волнах, чем при первоначальном взрыве. Такое послесвечение (во всех диапазонах электромагнитного спектра) ещё называют «afterglow» («ореол»).

Вскоре после того как Fermi Gamma-ray Space Telescope засёк гамма-всплеск, команда астрономов начала «охоту» за послесвечением, размер которого их поразил — в 360 раз больше полной Луны. Им предстояло из более 27 тысяч кандидатов гамма-всплеска, выявить тот единственный, который имеет непосредственно отношение к «ореолу» iPTF13bxl. Последующие исследования подтвердили связь между послесвечения iPTF13bxl и гамма-всплеском, названным GRB130702A.

Команда использовала Magellan telescope для вычисления, так называемого смещения послесвечения, которое подсказало астрономам, где искать сверхновую звезду, которая могла возникнуть в результате взрыва.