Астрофизики NASA смоделировали распространение пылевого стратосферного шлейфа от взрыва метеора над Челябинском

Астрофизики NASA смоделировали распространение пылевого стратосферного шлейфаХотя астрофизику, доктору физико-математических наук Николаю Николаевичу Горькавому, возглавляющему Greenwich Institute for Science and Technology (GIST), и не посчастливилось стать свидетелем эпохального события в астрономии, когда метеорит взорвался над его родным городом Челябинском, именно он и его коллеги из NASA засвидетельствовали ранее невиданные атмосферные «последствия» взрыва.

Утром 15 февраля 2013 года метеор (болид) диаметром примерно 18 метров и весом чуть больше 11 тонн вошёл в атмосферу Земли со скоростью 18,6 км/сек. Сгорая от трения с воздухом Земли, космический объект взорвался примерно в 23,3 км над российским городком Челябинск.

В результате взрыва высвободилась энергия, соизмеримая 30 кратному взрыву от ядерной бомбы, разрушившей Хиросиму. Для сравнения, столкнувшийся с Землёй метеорит, который стал причиной массового вымирания динозавров, по предположениям учёных, был порядка 10 км в диаметре, а выпущенная от взрыва энергия примерно в 1000 млн. раз превышала энергию атомной бомбы.

Некоторые из уцелевших частей «Челябинского болида» всё же упали на землю. В результате взрывав в стратосферу поступило несколько сотен тонн пыли, что позволило спутникам NASA сделать беспрецедентные измерения того, как материал сформировал тонкую, связанную стратосферическую ленту из пыли.

По словам Горькавого, проводившего исследования в NASA’s Goddard Space Flight Center, он и его коллеги хотели выяснить, сможет ли спутник обнаружить пыль, скопившуюся после взрыва метеора. Астрофизик подтвердил, что учёные действительно увидели сформировавшийся пылевой виток в стратосфере Земли, что позволило впервые за долгие годы космических наблюдений исследовать эволюцию шлейфа болида.

Николай Горькавый с коллегами объединили серию спутниковых измерений с атмосферными моделями, дабы смоделировать, как шлейф от взрыва болида превратился в стратосферную пылевую струю, опоясывающую Северное полушарие.

Спустя примерно 3,5 часа после взрыва прибор для картографирования озонового слоя Limb Profiler, установленный на спутнике NASA-NOAA Suomi National Polar-orbiting Partnership satellite зафиксировал шлейф на высоте 40 км в атмосфере Земли, быстро движущийся на восток со скоростью более 300 км/час.

На следующий день после взрыва спутник Suomi обнаружил, что пылевой стратосферный поток уже достиг Алеутских островов. Прибор спутника зафиксировал, что более крупные и тяжёлые частицы начали постепенно терять высоту и замедляться, а более лёгкие их «коллеги» сохранили прежнюю скорость.

Спустя 4 дня после взрыва 19 февраля, шлейф обогнул Северное полушарие и устремился вновь в сторону Челябинска. Даже спустя 3 месяца стратосферная лента из пыли, опоясывающая Землю, всё ещё была видна.

Созданные учёными модели, основанные на первичных наблюдения Suomi NPP и теоретических аспектах атмосферной циркуляции, подтвердили наблюдаемую эволюцию, демонстрируя месторасположение и вертикальную структуру явления.

По словам Paul Newman, главного научного сотрудника Goddard’s Atmospheric Science Lab, созданная модель разъясняет учёным эволюцию болидов.

Горькавый отмечает, что падение болида нельзя назвать удачей, ведь он представлял реальную опасность для Земли, хотя и был намного меньше «истребившего динозавров», но именно благодаря «Челябинскому метеору» у астрофизиков появилась уникальная возможность изучить более подробно столь потенциально опасное для планеты событие.